День республики № 61 от 06.06.2023

Драккар «Скальд» так и не причалил

Впервые реконструкторы РФ повторили часть легендарного исторического маршрута «Из варяг в персы»

7 июня в 13:28
14 просмотров
Общий вид драккара
Общий вид драккара

Этот маршрут известен и как Великий Волжский путь – от Балтики до Каспия – и возник еще в VII веке.

Пять лет на изобретение

Самый большой драккар России, 18-метровый «Скальд», точная копия корабля викингов IX-XI веков, вышел из Астрахани, чтобы завершить свой путь в Дербенте и повторить маршрут посольства русов, прибывших по просьбе Дербентского эмира Мамуна бин Ахмеда бин Абд аль-Малика в 987 году с берегов Итиля на 18 таких же судах. Группа журналистов из Карачаево-Черкесии, не желая пропустить такое интересное, я бы даже сказала, уникальное событие, тоже отправилась в путь – в братскую Республику Дагестан…

Сначала эффектная лодка под названием «Скальд» произвела фурор в селе Новолесном Астраханской области – именно оттуда отчалила команда в одеждах, пошитых по средневековой моде. Весь день у берега толпились астраханцы, расспрашивая занятых последними приготовлениями гостей, фотографируясь и изучая все то, что происходит в этот важный момент. Об этом мне позже рассказал по телефону руководитель этого проекта Павел Семенов, с которым, к сожалению, нам так и не довелось встретиться. Но не буду забегать вперед…

Поход объединил 25 реконструкторов из 15 регионов: от Москвы до Санкт-Петербурга, от Костромы до Томска, от Самары до Екатеринбурга, есть и представитель ДНР. И, конечно же, были здесь реконструкторы из Липецкой области, конкретно – города Ельца, где строили судно. Под Астрахань диковинку доставили на грузовом трале.

Над драккаром усердно трудились 200 человек из разных городов в течение пяти лет, с 2015 по 2020 год.

– После спуска на воду были ходовые испытания у нас на реке, – говорит Павел. – В 2021 году уже покоряли Ладожское озеро. Поняли, что нужны доработки – начиная от длины мачты и заканчивая креплением руля. В 2022-м ходили по Онежскому озеру – в основном, на парусе. После тоже вносили изменения. Процесс живой, каждый район плавания побуждает что-то улучшить.

Оригинал – в Дании

Парусно-гребной «Скальд» – один из самых крупных реконструкторских проектов России. Длина – 18 м, ширина – 3,2 м, площадь паруса – 49 кв. м. Материал корпуса – дуб с сосновыми деталями. Соблюдены и историческая технология (с небольшими допущениями, например, днище промазано дегтем, как и положено, а борта – краской), и современные требования безопасности (присутствуют навигационное оборудование и спасательные средства).

– Это реплика судна первой половины XI века «Скуделев 5», самого маленького драккара викингов, – поясняет путешественник.

Драккар – длинный узкий корабль с высоко поднятым носом с кормой. Суда такого типа характерны для Балтийского региона, и использовали их не только викинги, но и русы – для торговли и военных задач.

Образец экспонируется в Музее кораблей викингов в Роскилле (Дания). Чертежи, сделанные в ходе раскопок 1962 года, есть в открытом доступе. По ним и работали российские реконструкторы. Все – собственными руками.

– Я сам лично на пилораме распилил доски из дубов, – слышу, как Павел улыбается в телефонную трубку.

«Наших ничем не удивить»

Пожалуй, самая эффектная деталь – форштейн: носовую часть драккара венчает деревянная голова диковинного существа. Она съемная, в перерывах между походами украшает помещение объединенной дружины «Южная Русь». Это один из немногих клубов исторической реконструкции, имеющий собственный флот из более чем пяти плавсредств (первая лодка построена еще в 2008 году) и занимающийся походами по историческим водным маршрутам раннего Средневековья. Кроме того, «Южная Русь» проводит знаменитый липецкий реконструкторский фестиваль «Русборг» (появился в 2005 году). Собственно, на «Русборге-2023» и снаряжали «Скальд» в каспийский поход.

В активе у реконструкторов не одно водное приключение: 2005 год – совместный поход с поляками по рекам Польши, в 2009-м – первый самостоятельный от Липецка до Воронежа (200 км на трех лодках), 2010 год – от Ельца до Азовского моря, 2011-й – в Киев из Курска, 2014-й – продолжение маршрута по Азову до Керченского пролива, особняком стоят реки Урала и Сибири. Словом, за 15 лет освоен весь характерный для воссоздаваемого периода исторический ареал, кроме – до сего момента – Волго-Каспийского бассейна.

На протяжении всего маршрута реконструкторы читали лекции о морском судостроении
На протяжении всего маршрута реконструкторы читали лекции о морском судостроении

Бывало всякое: и в шторма попадали, и становились свидетелями того, как военные обезвреживали мину времен Великой Отечественной войны в Азовском море.

– Когда мы по Польше ходили, там практически каждый рыбак, которого мы встречали, только что с лавочки не падал, кричал: «О, Господи, кто это?» Наших людей невозможно удивить, – вспоминает Павел Семенов. – То есть в России вы выходите из леса в костюме стрельца XIII века с мушкетом, а у вас просто спрашивают, как там, в лесу. Или сидит бабушка у магазина и говорит: «О, Сонь, смотри – Ермаковы люди». Для нее Ермаковы люди – это такая вещь, которая будто всегда была, есть и будет. Существует параллельно ее жизни, хотя она живет в XXI веке.

На пути в Дербент

На Нижней Волге экипаж «Скальда» планировал повторить один из каспийских походов русов – 987 года. Тогда они прибыли в Дербент от берегов реки Итиль (тюркское название Волги) на 18 судах, выполняя просьбу местного эмира Мамуна бин Ахмеда. Планировалось, выйдя из Астрахани, преодолеть 520 км к 28 мая. Однако выполнить удалось только пятую часть намеченной программы: команда финишировала на одном из островов дельты Волги.

Как сообщили в пресс-службе регионального управления МЧС, инспекторы ГИМС не выпустили драккар в Каспийское море из-за проблем с регистрацией судна. Также капитану объяснили, что драккар имеет район плавания № 4, то есть при выходе в море удаление от берега должно быть 1,6 мили – около 3 км. Но в связи с обмелением Каспия в данный момент такой маршрут невозможен, судно будет вынуждено идти в открытые воды – в удалении гораздо большем, чем 3 км от береговой черты.

Подарить мечту о море

Впрочем, конец приключения, по признанию самих реконструкторов, нельзя назвать бесславным. «Поход, несомненно, состоялся», – уверяют они.

Прошли 120 километров по Волге, в дельте провели все необходимые тренировки (снятие мачты на скорость, установка паруса и другие), провели все испытания нового оборудования и снаряжения, опробовали очередные усовершенствования. Так, теперь драккар оборудован старинной подвесной кухней. Передвижной очаг крепится на самом судне: в специальный котел ставится второй – в нем и готовится еда, когда между первым и вторым дном разводится огонь. Рецепты, кстати, аутентичные. Кашу с мясом не отведаете?

Важен и аспект общения. Реконструкторы отметили радушие астраханцев, и особенно – неподдельный интерес детей и профессиональные вопросы взрослых: регион все-таки водный, у многих дело жизни связано с рекой или морем.

– Мы порадовали людей. По всему маршруту читали спонтанно организованные лекции о морском судостроении и походах для местной детворы, – подводят итог участники. – Если хотя бы один из тех ребят, кто, открыв рот, слушал о походах, деревянных кораблях и парусах, когда-нибудь займется историческим судостроением или просто станет моряком по зову сердца, это будет значить, что все не зря.

…Ради походов реконструкторы раз в год берут отпуск. И считают, что у их движения в целом большие перспективы в качестве вида досуга.

– Роль досуга сильно недооценена, а между тем развитием его видов и подходов к нему стоит заниматься, – считает Павел Семенов. – Люди часто воспринимают отдых как какое-то пассивное времяпрепровождение, если не деструктивное – за вредными привычками. Что неправильно. Должна быть образовательная составляющая, некая миссия даже в отдыхе, чтобы человек и отдохнул, и дело сделал. Яркий пример – волонтерство, когда турист не только что-то берет от места, но и отдает ему. И реконструкция в этом плане тоже в авангарде находится. У нас своеобразное сообщество. Оно растет, пусть и медленно. Приходит молодежь. Реконструкция – очень хорошая, очень полезная история для нашей страны, где многие интересуются прошлым.

Каждый проект можно воспринимать как мемориальную акцию. Ведь цель – напомнить об историческом событии, возродить и сохранить традиции. В тех же походах дружины «Южная Русь» за Урал тоже есть историческая подоплека: реконструкторы повторяли путь воевод Мясного и Сукина, осваивавших Сибирь, основавших здесь первый русский город Тюмень.

…Наша команда из КЧР, конечно, огорчилась из-за такого окончания задуманного похода, но, как напоследок заявил мне Павел, «еще будут попытки удивить общественность, и они не прекратятся до тех пор, пока не осуществится задуманное нами».

При содействии пресс-службы администрации Астраханской области и коллег-журналистов.

Справка

Каспийские походы русов – серия морских набегов русских дружин на прибрежные государства Каспийского моря во второй половине IX – начале XI века. Первоначально, по-видимому, частные вылазки вольных отрядов, затем – политические мероприятия Древнерусского государства. К примеру, в 987 году за помощью к русам обратился эмир Дербента Мамун бин Ахмед, которого местная знать заключила в тюрьму в его собственной резиденции.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
Астрахань Великий Волжский путь Дагестан досуг драккар "Скальд" исторический маршрут Каспийское море клуб "Южная Русь" клуб исторической реконструкции Мир путешествий Павел Семенов реконструкция исторических событий Республика Дагестан