Помочь ребенку достигнуть успеха
Подведены итоги регионального этапа VI Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России-2023»
Конкурс прошел в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования. В нашей республике конкурс в таком формате проводится впервые.
Он направлен на популяризацию профессии педагога-дефектолога и распространение передового опыта лучших учителей-логопедов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов и сурдопедагогов. Профессия дефектолога – необыкновенная, она порой подобна волшебству. Это умение преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы. Профессия связана с детьми, которым нужны адаптация в обществе, воспитание и обучение. Она помогает ребенку избавиться от физических или психологических отклонений. И потому логопеды и дефектологи должны не только уметь составить правильную программу работы с ребенком, но и обладать навыками общения с малышом, умением заинтересовать его и развить в ребенке желание справиться со своими проблемами самому. Профессия дефектолога уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии и социологии. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем.
В конкурсе принимали участие педагоги двух номинаций: «Логопед года» и «Дефектолог года». А их выступления оценивало строгое и компетентное жюри под председательством заместителя министра образования и науки КЧР Лейлы Атаевой. Именно она обратилась в начале финального этапа конкурса к собравшимся поболеть за участниц и гостям конкурса. Лейла Муратовна отметила, что это творческое состязание направлено на профессиональный, карьерный и личностный рост учителей-дефектологов, осуществляющих коррекционную работу, поддержку инновационных разработок и технологий организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.
«Мы искренне желаем всем участникам, чтобы свои многочисленные дарования, педагогический талант они в полной мере смогли раскрыть, чтобы каждому из них улыбнулась удача. И не важно, кто будет победитель, главное, что здесь нет проигравших. И тому свидетельство – уважение коллег, доверие родителей, любовь детей», – сказала Лейла Атаева.
После проведенной жеребьевки участницы рассказывали о своих методах работы и своем педагогическом кредо. Это и было первое конкурсное задание финального этапа. Выяснилось, что современному дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих стимулировать познавательную активность детей и развитие их когнитивных функций. В рассказах упоминались и развивающие игры Воскобовича, и дары Фребеля, которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Учитель-логопед детского сада «Аистенок» п. Правокубанского Татьяна Гурей, выступавшая первой, огласила свое профессиональное кредо: «Дорогу осилит идущий, на достигнутом не останавливаясь, обучая детей – самой учиться и всегда с радостью делиться опытом». Учитель-логопед детского сада № 29 «Родничок» Черкесска Елена Танцура, которая работает с детьми с тяжелыми нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья, считает, что учитель может учить других до тех пор, пока учится сам. «Постоянное совершенствование – вот что нужно. Развиваемся мы – развиваются наши дети. Чтобы сделать детей счастливыми, надо сделать их здоровыми», – считает она. Участница под третьим номером – учитель-логопед того же детского сада № 29 «Родничок» Черкесска Ольга Скрипка работает с детьми с тяжелыми нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья 21 год. Её профессиональное кредо: «Если вы удачно выберете профессию и вложите в неё свою душу, то счастье само отыщет вас». Педагог-дефектолог детского сада № 37 «Полет» Черкесска Любовь Савич считает, что главное – вера в ребенка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха. А учитель-дефектолог республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1 вида Марина Дерябина, которая более 30 лет посвятила слабослышащим детям, полагает, что если выбрать профессию, которую ты любишь, то не придётся работать ни дня в своей жизни, ибо работа превратится в удовольствие. Учитель-логопед детского сада № 34 «Журавлик» Черкесска Юлия Гаманова убеждена: «Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хорошим педагогом, но если педагог соединяет любовь к делу и к детям, он совершенный педагог». Последняя участница конкурса – учитель-дефектолог детского сада № 11 «Красная шапочка» Черкесска Светлана Руденко, которая 30 лет посвятила работе с детьми с нарушениями слуха и речи, уверяет, что ребенка надо раскрыть как цветок. Раскрыть способности, талант, умения и проявить при этом все свое терпение.
Все конкурсантки еще до финала конкурса прошли ряд заочных испытаний. А теперь им предстоял ещё один конкурс – «Педагогическая ситуация». Это было решение психолого-педагогических ситуационных задач. Участницам предлагались билеты с заданиями, на обдумывание которых давалось две минуты. И, насколько можно было судить зрителям, все участницы с заданиями справлялись достаточно легко.
Затем жюри подвело и объявило итоги конкурса. В тройке сильнейших регионального этапа VI Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России-2023» – Марина Дерябина (1 место), Юлия Гаманова (2 место) и Любовь Савич (3 место). Они были награждены сертификатами и денежными премиями, а Марине Николаевна Дерябиной предстоит теперь представлять республику на финальном этапе конкурса в Москве.
Мы попросили победителя конкурса поделиться мыслями о конкурсе и о своей профессии: «Главным плюсом дефектологии является возможность помощи детям. Помощь дефектологов семьям, в которых есть ребенок с физическими или психологическими отклонениями, просто неоценима. А главная награда – это моральное удовлетворение от положительного результата. Минусом профессии, а точнее ограничением, является то, что профессионалом может стать не каждый. И прежде чем заняться обучением, нужно определить, действительно ли студент умеет общаться с детьми, корректно ли будет его поведение по отношению к учащимся, умеет ли он подстраиваться под уникальные ситуации. Тут необходимы высокий уровень интеллекта, коммуникабельность и стрессоустойчивость, отзывчивость и внимательность, развитая интуиция и творческие способности. И самое главное – дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность. И такими детьми все-таки должны заниматься специалисты».
Кстати,
некоторые участницы применяли игры с палочками Кюизенера, игры с лэпбуками, кубики Блума и доску Бильгоу. Также большая роль отводится динамическим паузам, пальчиковой гимнастике для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания, гимнастике для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз, дыхательной и артикуляционной гимнастике, релаксационным упражнениям для психического здоровья детей.
{{commentsCount}}
Комментариев нет