День республики № 70 от 27.06.2023

Родной язык – часть культуры…

Она пришла работать в детский сад на время, но осталась в нем навсегда

27 июня в 13:32
4 просмотра
Фатимет Шевацукова умеет найти подход к любому ребенку
Фатимет Шевацукова умеет найти подход к любому ребенку
Источник — Фото Артура ЛАУТЕНШЛЕГЕРА

О безграничной любви к детям, принципах воспитания и своих педагогических секретах рассказала победитель республиканского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» воспитатель детского сада № 1 «Нальмэс» Кошехабльского района Адыгеи Фатимет Шевацукова.

Решение судьбы

Еще в юности Фатимет обожала играть с маленькими детьми, организовывать их досуг и рассказывать что-то увлекательное. Малыши с удовольствием собирались вокруг нее.

– Во мне всегда была тяга к преподаванию, объяснению чего-то сложного простым языком. Сначала это были соседские дети, а потом, когда училась в университете, во время подготовки к занятиям мы садились с однокурсницами, и я объясняла им тему. В этом случае и сама лучше запоминала материал, – рассказывает Фатимет Шевацукова.

Окончив факультет естествознания Адыгейского государственного университета, она вернулась в родной Кошехабль. Но, к сожалению, ни в одной из двух школ не оказалось вакантных мест для молодого преподавателя географии и биологии.

– Тогда я решила временно устроиться на работу в детский сад и ждать, когда появится место в школе, – вспоминает воспитательница.

Перед поступлением в вуз Фатимет уже работала с дошколятами в течение года. Но в саду оказалось не так-то просто – методика здесь совсем не такая, как в школе, и молодая учительница была к этому не готова.

– Мне нужно было понять, как правильно общаться с малышами, чтобы им было интересно и чтобы они легко усваивали информацию. Около года ушло на поиски. Зато теперь я по глазам, по внешнему виду вижу, что у детей на душе, хотят ли они играть в данный момент или им нужен покой, либо у них приподнятое настроение и они готовы что-то активно делать, учить и запоминать, – рассказывает Фатимет Шевацукова.

На своем месте

Вот уже 28 лет она приходит в детский сад и каждый день радуется, что стала воспитателем.

– Я нашла свое место в жизни. Здесь полностью себя реализовываю. Нет, конечно, мне и в школе было бы хорошо, но все же ни секунды не жалею о том, что работаю в детском саду, – признается Фатимет Шевацукова.

По словам воспитательницы, рядом с детьми она отдыхает душой. Ее совершенно не утомляют шум, гам и бесконечные детские игры, обычно очень активные и звонкие. Напротив, эта жизненная энергия и чистота детских душ наполняют ее саму теплом и придают сил в особенно трудные моменты.

Дети отвечают ей любовью

– Воспитатель должен любить детей всей душой и быть небезразличным к любому вопросу, к самой маленькой и, казалось бы, незначительной детской проблеме. Энергия, разум, знания, умения все должно передаваться детям. Если ты это делаешь – значит, находишься на своем месте, – уверена Фатимет Шевацукова.

Дети очень ценят такое отношение к себе и отвечают воспитателю искренней любовью и безграничным доверием.

– Дети не всегда покладистые, иногда балуются… Но они как никто чувствуют справедливость. И если ты справедлив, то с их стороны будут и доверие, и любовь. Задача воспитателя – объяснить ребенку, в чем он не прав и какие последствия у его поступка, помочь понять, что чувствует другой, если его обидели. Воспитатель для детей как мама, пока они в саду. А мама ведь не всегда по головке гладит, она и пожурить может, и строгость проявить. Если ребенок неправ, нельзя просто наказать его, сказав: «Посиди, подумай». Над чем он будет думать?! Ему надо разъяснить, что он сделал неправильно. И вот тогда ребенок поймет, – объясняет воспитательница.

Многие выпускники Фатимет Шевацуковой продолжают ее навещать уже будучи школьниками, а их родители стараются, чтобы и младшие дети попали в группу к любимой воспитательнице.

– Одна моя выпускница сейчас учится в 9 классе и приводит ко мне в группу свою сестренку. Недавно она сказала мне: «Я постоянно пересматриваю свое портфолио, и вся моя жизнь в саду проходит перед глазами как сказка». Именно я перед каждым выпуском делаю детям альбом с их фотографиями, пишу, какую еду они любят, какие игры предпочитают, что им нравится, а что нет, – делится Фатимет Шевацукова.

Личная методика

Воспитательница убеждена, что с малышами нельзя заниматься формально, «для галочки». Каждое занятие должно вызывать интерес и приносить пользу.

Она учит с детьми адыгские и русские народные танцы, пишет для них стихи, потешки, физминутки на родном языке и уже составила целую брошюру. Причем каждый стишок в ней написан так, что все слова просты и понятны детям – нет ни одного трудного для восприятия выражения. А еще она любит инсценировать сказки.

– Дети обожают сценки, которые я часто пишу сама по нужной мне теме либо выбираю сказку, составляю сценку в стихотворной форме, ставлю танец, и мы разыгрываем наш маленький спектакль. Ребята так стараются, выступают так театрально, показывая своих персонажей! Родители смотрят с восторгом, удивляются: «Неужели это мой ребенок?!» Я такое большое удовольствие получаю от этого всего! – делится воспитательница.

За годы педагогических поисков и наблюдений за детьми Фатимет Шевацукова разработала собственную методику, по которой малыши легко запоминают стихи.

Участие в конкурсе

Воспитатель старается не пропускать различные конкурсы и педагогические мероприятия.

– Конкурсы, курсы, мастер-классы, методические объединения – все это очень люблю. На таких мероприятиях получаю опыт и знания. Бывает, другой воспитатель показывает такое решение, о котором я сама не догадалась бы, и оно оказывается гораздо проще и лучше. Конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в этом году впервые проходил и для воспитателей, и мне было очень интересно поучаствовать. Он стал для меня еще одной возможностью самосовершенствования, – считает Фатимет Шевацукова.

Конкурс проходил на родном адыгейском языке. Ему воспитательница давно учит дошколят – на нем проходит часть образовательной программы в детском саду.

– Родной язык – это часть культуры, зеркало народа, и знать его нужно обязательно. Если человек не знает своего родного языка, своих обычаев, обрядов, как он может считать себя представителем народа?! На мой взгляд, надо уметь грамотно писать и говорить и на русском языке, и на адыгейском, – отметила Фатимет Шевацукова.

Когда она ехала на один из конкурсных этапов в майкопский детский сад, переживала, что городские дети хуже владеют родным языком и не поймут ее.

– К счастью, мои опасения не оправдались. Дети очень хорошо за мной повторяли, и мы буквально за одно занятие по моей методике выучили колыбельную песню. Мне запомнился один забавный момент: в группе был ребенок, который не знал адыгейского. И вот настал его черед говорить строчку «Я тебе песенку спою». Он вышел и не моргнув глазом произнес какую-то абракадабру, но абсолютно в рифму! Это было очень здорово, что ребенок не спасовал и, главное, понял принцип, – рассказывает воспитательница.

Кстати,

сейчас Фатимет Шевацукова готовится к всероссийскому профессиональному конкурсу «Лучший учитель родного языка и родной литературы», который пройдет в Карачаево-Черкесии, куда она отправится в сентябре и представит родную Адыгею.

Екатерина НУЖНАЯ,
Газета «Советская Адыгея».

Поделиться
в соцсетях
"Лучший учитель родного языка и литературы" Адыгейский госуниверситет Адыгея адыгский язык воспитатель воспитательная деятельность воспитательная работа Газета "Советская Адыгея" дети детский сад Пресса Кавказа родной язык Советская Адыгея Фатимет Шевацукова