День республики № 71 от 29.06.2023

Ребенка обязательно нужно мотивировать

О том, как любимое дело помогает стать педагогом, наставником, мотиватором - и оставаться художником

30 июня в 11:31
2 просмотра
Юлия Троценко называет себя педагогом-художником
Юлия Троценко называет себя педагогом-художником
Источник — Фото автора

С педагогом-художником Центра культурного развития им. Ю. А. Гагарина Черкесска Юлией Троценко мы говорили о многом: о выборе профессии, о работе с учениками, о конкурсах, в которых участвуют ее воспитанники, об их многочисленных победах… А ещё об увлечении Юлии лепкой из пластилина и глины, пейзажной и декоративной живописью на керамике, о том, что знаменитая гжельская роспись имеет более 300 разных мазков…

Просто любила рисовать…

Юля с детства любила рисовать. Родилась и выросла она в городе Будённовске в простой и дружной семье. Мама – домохозяйка, папа – водитель, есть старший брат. Родители у неё весёлые, всегда всё решают сообща, и для Юлии родная семья до сих пор является моделью идеального брака.

Мама с папой одобрили решение дочери поступить в художественную школу города, а после общеобразовательной дали ей возможность окончить Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет (ПГТУ). Проучилась она очно 6 лет на отделении «Дизайн архитектурной среды», узнала и освоила много нового, в том числе связанного с компьютерным дизайном, с новыми программами моделирования. После окончания вуза с красным дипломом вернулась домой в Будённовск, где её уже ждала работа в той же художественной школе, где она училась.

В школе Юлия неожиданно для себя вошла во вкус и проработала там почти 9 лет, и работала бы дольше, если бы менее года назад не вышла замуж в Черкесск. Переехав в Карачаево-Черкесию, она сразу устроилась на работу педагогом дополнительного образования в Центр культурного развития им. Ю. А. Гагарина, где ей дали три группы учеников по 20 человек в каждой.

Принцип ее работы

Юлия Александровна прекрасно понимает: чтобы ученик с головой ушёл в творчество, он должен быть заинтересованным в этом творчестве. А как увлечь ребёнка? Самый надёжный способ – это создать мотивацию плюс доказать, что его умение высоко ценится даже сейчас, когда он маленький.

Первый учебный месяц – сентябрь – она присматривалась к детям, а когда они разрисовались, разогнались, поняла, что надо их подтолкнуть совершенствовать свои навыки. А совершенствуется человек обычно через состязания, соревнования, конкурсы, которые очень стимулируют ученика.

К концу октября Юлия Троценко отыскала в интернете художественные дистанционные конкурсы всероссийского и международного масштабов, куда надо было отправлять только фотографии выполненных работ. При этом к конкурсантам предъявлялось множество требований – и по академическому рисунку, и по композиции, и по фантазийности выполняемой работы…

– Фантазийный рисунок – это когда ребёнок не просто представляет обычный привычный объект или вещь, а дорабатывает его до невероятной формы. Например, было задание не просто представить кувшин, а выполнить его в виде жилого дома. И вот тут ребёнок сам придумывает, где будет окошко, где труба, где ступеньки, – объясняет Юлия Александровна.

За эти несколько месяцев они отправили работы на 30 конкурсов, и не было ни одного конкурса, чтобы кто-то из её учеников не занял призовое место в той или иной номинации. Темы конкурсов одна другой интересней, продуманы очень грамотно, вдохновляюще, может, ещё и поэтому дети активно в них участвуют. Например, «Пластилиновая страна», «Планета Котопёс», «Алиса в стране чудес», «Шляпа-город», и множество других…

Юлия Троценко признаётся, что некоторые из её учеников жаждут участвовать во всех конкурсах, хотя она старается привлечь к участию каждого ребёнка.

– И всё-таки я рада, что есть очень активные дети, буквально погружённые в мир искусства. Это Амелия Кунтаева, Виктория Филиппова, Айла Тамбиева, Алана Джабаева, Александра Михайлюкова… Эти девочки очень увлечены искусством. Любому педагогу радостно, когда у него есть такие активные ученики, – делится она.

Педагог-художник

Себя Юлия Александровна называет педагогом-художником. Потому что помимо наставничества она продолжает писать картины, занимается декоративной живописью. Она признаётся, что любит выполнять натюрморты, писать пейзажи. Любимые техники у неё – это гуашь и графика, то есть работа с простыми карандашами, фломастерами, угольком, мелком. Но ведь фломастер ошибок не прощает, а гуашь – довольно сложная техника…

– Я люблю гуашь за фактурность и быстроту. У меня самой характер быстрый: села, нарисовала, увидела результат. И гуашь позволяет это сделать. При этом она даёт эффект масла, но масляные краски сохнут очень долго, от 7 до 14 дней, а если нанести несколько слоёв, то можно ждать и месяц. А мне хочется сразу видеть результат, – улыбается Юлия Александровна.

На вопрос о любимом цвете носящая имя самого жаркого месяца Юлия признаётся, что ей нравится холодная цветовая гамма – голубые, синие, фиолетовые тона, то есть вся небесная палитра.

Когда находит вдохновение, Юлия любит работать под музыку, причём с удивлением замечает, что, если мелодия спокойная, рисунок выходит неяркий, в пастельных тонах, умиротворяющий, а если музыка зажигательная – работа получается яркая, взрывная, в неожиданных цветах.

Она не копит свои работы для персональных выставок, а с удовольствием раздает их родным и близким. И, на мой взгляд, картины и рисунки, разлетевшиеся по городам и сёлам, – это тоже своего рода выставка.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
декоративно-прикладное искусство живопись изобразительное искусство конкурс КЧР Линия жизни люди педагог дополнительного образования педагоги педагогические работники судьба человека творческая деятельность Творческие люди творческий конкурс трудовая деятельность увлечение художник Центр культурного развития им. Ю.А. Гагарина человек и его дело Черкесск Юлия Троценко