Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10.
«Искра» – последняя отечественная «гармошка»
Линейка камер «Москва» перестала выпускаться в 1960 году, но в тот же год начался выпуск аппаратов «Искра», и эта модель стала фотокамерой более высокого уровня.
Последний из могикан
Делали её на том же Красногорском механическом заводе, причём всего несколько лет. Уже в 1964 году производство «Искры» прекратилось, так как спрос на неё был невысок, и это вполне логично. Любителей в те годы уже вполне устраивала узкая 35-мм пленка, а широкий формат постепенно становился уделом профессионалов.
Прототипом для создания «Искры» считается немецкий аппарат Zeiss Super Ikonta IV, хотя это неочевидно – были и другие иностранные камеры, внешне похожие на неё, а большинство механизмов и вся оптика были разработаны конструкторами КМЗ. Линейка камер «Искры» совсем небольшая и включает всего две модели – «Искра» и «Искра-2». Автору очерка довелось поработать лишь со второй моделью, поэтому рассказано будет именно о ней.
Экспонометр, объектив и затвор
Вторая модель отличается от первой только наличием встроенного селенового экспонометра, и это единственная отечественная «гармошка» с экспонометром вообще. В отличие от «Москвы», объектив которой обладал относительно невысоким разрешением, штатным объективом «Искры» являлся превосходный «Индустар-58», его разрешение почти вдвое выше при той же светосиле 3,5. При этом фокусное расстояние «58-го» намного меньше – 75 мм вместо 105. Для среднеформатного фотоаппарата это примерно, как 40 мм для современной малоформатной зеркалки, то есть умеренный широкоугольник. Его угол охвата позволяет работать в максимальном количестве жанров фотографии. Претерпел изменения и затвор. Как и прежде, он центрального типа, но к диапазону выдержек 1-1/250 сек. добавилась выдержка 1/500 сек., поскольку за прошедшие годы чувствительность применяемых плёнок увеличилась до 400 ед. ГОСТ. При этом затвор «Искры» работает исключительно тихо. Ещё одно отличие этого затвора – наличие автоспуска, которого не было ни в камерах «Москва», ни в первой модели «Искры».
Дальномер
В предыдущем очерке упоминалось о конструкции дальномера с применением выносных оптических клиньев. Надо сказать, что такое решение – вынужденное, на него пришлось пойти потому, что из-за длинного фокуса объектив «Москвы» отнесён довольно далеко от корпуса камеры. Совместить его движение при фокусировке с движением измерительных элементов дальномера в корпусе аппарата было бы очень непросто. По этой же причине и окуляр дальномера был отделён от окуляра видоискателя, что существенно снижало оперативность фотосъёмки. У «Искры» из-за более короткого фокуса объектива расстояние между ним и корпусом камеры на 20 мм меньше, поэтому дальномер выполнен проще – по классической схеме, без выносного блока оптических клиньев и полностью смонтирован в корпусе камеры. Это, в свою очередь, позволило сделать его совмещенным с видоискателем. Существенно удобнее по сравнению с «Москвой»!
Маленькие, но нужные удобства
Ещё одно значительное улучшение касается перемотки плёнки на новый кадр. Во многих ранних моделях широкоплёночных аппаратов это был, мягко говоря, весьма неудобный процесс – вращая головку перемотки, нужно было внимательно смотреть через маленькое окошко на ленту ракорда, пока там не появится очередной номер кадра. «Искра», опять же в отличие от «Москвы», транспортирует плёнку с автоматическим делением на кадры, поскольку имеет специальный счетчик.
В целом, фотографы, которым довелось пользоваться этим аппаратом, считали его очень удачным. Габаритами «Искра» получилась компактной – в сложенном виде аппарат совсем небольшой, и его вполне комфортно носить с собой в футляре, не напрягаясь от лишнего веса.
С одной стороны, конструкция «Искры» существенно более совершенна, чем у камер серии «Москва», с другой – большая часть преимуществ простого надежного складного аппарата с центральным затвором сохранилась.
В заключение приводим фотоснимок поселка Буково, сделанный фотокамерой «Искра-2» с вершины горы. Обратите внимание на детали домов и на элементы пейзажа. Всё читается чётко и с хорошим разрешением.
Справка
Фокусировочный мех (в обиходе – «гармошка») – светонепроницаемое подвижное соединение объектива и кассетной части фотоаппарата, позволяющее плавно менять расстояние между ними в процессе фокусировки.
{{commentsCount}}
Комментариев нет