День республики № 82 от 25.07.2023

Шедевры отечественной фотоиндустрии

26 июля в 09:07
867 просмотров
1 комментарий
Фотоаппарат «Салют»
Фотоаппарат «Салют»

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11.

«Салют», он же «Русский «Хассель»

Советский фотоаппарат «Салют» производил на всех, кто видел его впервые, впечатление какого-то космического, инопланетного изделия – своим неожиданным дизайном, изысканностью отделки и множеством внешних деталей. В руках фотографов он встречался нечасто, а его цена была также воистину космической – в советское время чуть более 400 рублей, то есть почти три среднемесячных зарплаты…

Все начиналось с разведки

«Салют» – фотокамера формата 6х6 см, и, как и «Москва», это не собственная разработка СССР, а, по существу, копия шведской камеры «Хассельблад 1600F».

Хассельблад – фамилия шведской династии предпринимателей. Их фирма вела торговлю фототоварами и занималась производством точной механики. Весной 1940 года шведское правительство предложило младшему из династии, 34-летнему Виктору Хассельбладу, сделать копию фотокамеры, снятой со сбитого германского самолета-разведчика, на что он ответил: «Я сделаю камеру лучше этой». Так, первым фотоаппаратом его авторства стала камера Hasselblad–HK 7 для аэрофоторазведки. После войны В. Хассельблад спроектировал фотокамеру нового поколения для потребительского рынка. Аппарат был задуман с рекордными характеристиками и 6 октября 1948 года показан на пресс-конференции в Нью-Йорке. Это был Hasselblad 1600 F – однообъективная, зеркалка формата 6х6 со сменными объективами, сменными кассетами и видоискателями. Он сразу же получил самые высокие оценки критиков.

Число 1600 в названии означало самую короткую выдержку, доступную в данной модели, – 1/1600 с. В 1948 году это было сравнимо с фантастикой, да и остальные возможности камеры, равно как и ее дизайн, не имели аналогов. Новый аппарат привлек внимание во многих странах, и было несколько случаев копирования и его концепции, и его конструкции; например, японская «Броника» также создавалась как копия «Хассельблада». А в СССР в 1957 году появился «Салют», его начали выпускать на Киевском «Арсенале».

Объектив «Мир-3Б», побывавший в космосе на станции «Салют-6». Из личной коллекции автора
Объектив «Мир-3Б», побывавший в космосе на станции «Салют-6». Из личной коллекции автора

Не исключено, что «Салют» разрабатывали по образцам «Хассельблада» вовсе не в Киеве, а в Красногорске, и его предполагалось выпускать на Красногорском механическом заводе, и, хотя прямых подтверждений этому нет, имеется ряд неоспоримых свидетельств. В архивах КМЗ упоминается некий аппарат с рабочим названием «Фестивальный» схожей конструкции. «Салют» начал производиться на «Арсенале» в 1957 году, а именно тогда в Москве был VI Всемирный фестиваль молодежи. Вполне возможно, что чертежи изначально готовились на КМЗ, но потом полным комплектом подлинников были переданы на «Арсенал», чтобы ускорить начало выпуска. Да и само по себе отступление арсенальцев от традиционного названия – «Киев» совершенно нетипично. К тому же в экспортных вариантах «Салют» долгое время назывался «Зенит-80»… Так или иначе, но остаётся восхититься мастерством советских конструкторов, которые всего лишь с помощью линеек, штангенциркулей и микрометров создали исключительно точные копии чертежей сложнейшего изделия, а также талантом технологов, которые самостоятельно разработали процесс его создания и всю оснастку.

Первый модульный

Но чем же был вызван весьма высокий интерес к камерам этого типа? Дело в том, что и это аппараты МОДУЛЬНЫЕ, т. е. в них используются различные сменные модули, которые могут навешиваться на центральный блок, который содержит основные оптико-механические узлы  – затвор и зеркальный видоискатель. С лицевой стороны этого блока устанавливается объектив, который необходим для данного вида съёмки, в верхней части – видоискатель, тоже сменный – шахтный или с пентапризмой. В тыльной части блока пристёгивается кассета с плёнкой и механизмом её перемещения. Собственно, в кассетах и состоит главная «изюминка» конструкции. Если смена объективов и видоискателей возможна и в камерах традиционного типа, то сменить тип плёнки во время съёмки, не открывая камеру, можно только в модульных аппаратах, к которым относится и «Салют».

В доцифровую эпоху это было актуально! Репортёрам иногда надо было снимать одновременно чёрно-белые и цветные сюжеты, применять разные по чувствительности плёнки и порой носить с собой по 2-3 аппарата. Имея «Салют», достаточно было пристегнуть кассету с нужным фотоматериалом.

«Артист». Портрет сделан в помещении аппаратом «Салют-С», объектив «Вега-12В».
«Артист». Портрет сделан в помещении аппаратом «Салют-С», объектив «Вега-12В».
Объектив, затвор, диафрагма

Штатным в начале выпуска был «Индустар 29», с фокусом 80 мм. В комплект «Салюта» входили 2 кассеты, к нему выпускались и сменные объективы: «Мир-3», 3,5/66, и «Таир-33», 4,5/300, с предварительной установкой диафрагмы. В эквиваленте 35-мм пленки их фокус соответствует 35 и 160 мм. Надо сказать, что все они были превосходны по качеству. Всяческих похвал заслуживает и затвор «Салюта». Это полностью металлическая конструкция шторного типа, причём для шторок применяется тончайшая фольга из нержавеющей стали, покрытая медью! Диапазон выдержек в самых первых экземплярах был от 1 сек. до 1/1500, но позже последнюю, самую короткую, исключили. Видоискатель камеры – зеркальный, с невозвратным зеркалом, шахтного типа.

В середине 70-х годов аппарат усовершенствовали, и он получил название «Салют-С» – в нём появился механизм нажимной диафрагмы, бескабельное соединение лампы-вспышки. Штатным стал более совершенный и светосильный объектив «Вега-12». В конце 80-х появилась камера, где видоискатель оснащён пентапризмой, но это был уже не «Салют», а «Киев-88».

Личный опыт

Хотелось бы поделиться личными впечатлениями от работы с «Салютом». В общем, несмотря на прекрасное качество фотографий, в целом этот аппарат для большинства съёмок неудобен. Видоискатель оборачивает изображение объекта справа налево, что затрудняет слежение за движущимися деталями. Затвор работает излишне громко, но самый главный недостаток – вес. С двумя кассетами он составляет 2 кг! Что и говорить, ходить с такой камерой в походы, снимать быстропротекающие события и репортажи крайне затруднительно. Но она хороша в студии для съёмок портретов, натюрмортов, археологических артефактов. Она использовалась во время полётов на космических станциях. Представленный на фото объектив «Мир 3Б» вместе с аппаратом «Салют-С» летал на станции «Салют-6» (почти тёзки!).

Продолжение.

Кстати,

Производство фотоаппаратов было далеко не самым главным направлением в деятельности советских предприятий. Примером того, чем на самом деле занимались наши инженеры, служит оптико-электронный комплекс «Окно», предназначенный для оперативного получения сведений о космической обстановке, каталогизации космических объектов искусственного происхождения, определения их класса, назначения и текущего состояния. Головной исполнитель – ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева». Комплекс расположен на высоте 2216 м в горах Памира, неподалёку от города Нурек (Таджикистан). На боевом дежурстве в составе космических войск РФ с 1999 года.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко досуг история история техники оптика фотоаппарат фотоаппарат "Салют" фотограф фотографии фотоиндустрия фотокамера фотокамера "Москва"