День республики № 85 от 01.08.2023

Код мира Юрия Сташа

В своем новом костюме дизайнер-модельер зашифровал важные послания потомкам

2 августа в 09:09
14 просмотров
91-летний дизайнер-модельер Юрий Сташ со своим новым костюмом
91-летний дизайнер-модельер Юрий Сташ со своим новым костюмом
Источник — Фото Артура ЛАУТЕНШЛЕГЕРА

Наш современник – знаменитый модельер Юрий Сташ зашифровал в своем новом костюме важные послания для будущих поколений.

Их главный смысл – в важности межнационального единства и взаимного уважения между народами, проживающими на территории России.

Генетический шифр

Юрия Махмудовича мы застали в его мастерской за плетением шнурков, на которых подвешивают панно. В мастерской очень простая обстановка: светлые стены, почти нет мебели. На этом фоне ярким пятном выделяется его новое произведение: черно-красное сае (национальное адыгское платье) с золотым шитьем, поясом и головным убором в комплекте. Сразу бросается в глаза то, что на нем вышит не традиционный адыгский орнамент, а символы, похожие на буквы какого-то древнего алфавита. А еще платье отделано мехом – тоже нетрадиционный вариант декора адыгского костюма…

Юрий Сташ – известный не только в Адыгее, но и во всем мире дизайнер-модельер. Его отличительный стиль – национальные костюмы, посвященные значимым событиям. В них зашифрованы символы, рассказывающие об исторических фактах и поднимающие важные для человечества вопросы экологии, межнационального согласия. Художник уверен, что именно творчество способно помочь миру преодолеть любые кризисы. И эту глубокую идею оценило мировое сообщество: коллекции его костюмов находятся под охраной ЮНЕСКО.

Иными словами, если потомки-историки захотят проанализировать все, что происходило в мире за последние десятилетия, им достаточно будет правильно «прочитать» символы на костюмах Юрия Сташа.

– Как вы думаете, как я назвал новый костюм, чтобы отразить то, что сейчас на нашей планете происходит? – спрашивает Юрий Махмудович.

– Наверняка что-то связанное с темой мира… – отвечаю я.

Символ традиций

Костюм называется «В поисках добра и мира». Название и смысл, которые он несет, зашифрованы в орнаменте на платье. Это своеобразный код, в котором сокрыта информация о народе, его истоках, традициях. Узор нового сае «соткан» из десятков иероглифов клинописных текстов хаттов – древнейшего народа, жившего 4-5 тысяч лет назад. Но при чем тогда адыгский национальный костюм?

Дело в том, что есть обоснованная теория, утверждающая, что хатты являются предками современных адыгов. На это указывают многие факты. И главный из них – сходство языка. Есть исследования лингвистов, которые доказывают, что абхазо-адыгская языковая группа (в нее входит и адыгейский язык) родственна с древним хаттским языком. Более того, люди, владеющие адыгейским, при определенных навыках могут свободно читать древние клинописные тексты.

– Я увидел эту информацию, нашел книгу кабардинского лингвиста Хаути Пхитикова «Хатты в древних языках и культурах». Она о том, как на современном адыгейском языке можно читать древние хаттские клинописные тексты. Начал изучать и набрел на сведения о первом мирном договоре в истории человечества, который был заключен между хаттами и египтянами. Тема мира и умения договариваться, чтобы выйти из кризиса, показалась как никогда важной сейчас! Я связался с Хаути, попросил разрешения использовать его исследования в своем творчестве, – рассказывает Юрий Махмудович.

Хаути Пхитиков – автор нескольких книг, посвященных тому, как читать древнюю письменность с помощью современного адыгейского языка. Ученый объездил самые крупные музеи мира, изучил тысячи документов и вместе с коллегами доказал: язык хаттов и языки абхазо-адыгской группы – родственные. Не случайно в расшифрованных текстах встречается много современных адыгских фамилий. А еще упоминается, что у хаттов был такой институт, как собрание всех граждан, которым управляли старейшины. По сути, это аналог знаменитых адыгских хасэ, которые существуют и сейчас.

– На адыгейском языке можно читать не только древние клинописные тексты хаттов, но и египетские. Я этим занимаюсь уже 40 лет, до меня эту тему изучал мой отец, – поделился Хаути Пхитиков. – Свободно читаю клинописные тексты и дешифровал многие из них, в том числе знаменитый первый в истории человечества мирный договор, ратифицированный в 1258 году до нашей эры. С профессором Татьяной Шомаховой мы написали несколько книг об этом. Более того, в текстах, которые я дешифровал, есть пересечения с нартским эпосом. То, что Юрий Махмудович поднял эту тему в своем творчестве, очень ценно и важно! Этот шикарный костюм – послание нашим потомкам.

Объединять народы

– Теперь вы понимаете взаимосвязь адыгов, этих символов и темы мира? Каждая деталь – это символ. Сейчас мир разобщен. Нам приходится бороться за свою правоту. Но я искренне верю, что культура способна объединять народы! Способна нести в мир то, что действительно важно. Я, как художник, считаю это своей миссией. Это дает мне силы, вдохновение вставать по утрам и творить, – признается Юрий Сташ.

Юрий Махмудович сам не только изготавливает модели костюмов, но и вышивает орнаменты, детально повторяя сложные символы древнего письма. Еще больше впечатляет вышивка на нарукавнике сае, где изображен кадуцей – жезл, обвитый двумя обращенными друг к другу змеями, являющийся символом медицины.

– Это тоже не просто символ. В нем отражено значимое для адыгов историческое событие, которым, как мне кажется, должен гордиться наш народ, – объясняет художник.

История из XVIII века

Этот символ возвращает в далекий XVIII век, в непростое для человечества время – эпидемию оспы. Эта болезнь косила по всему миру миллионы людей. По общеизвестной версии, прививку против оспы изобрел английский врач Эдвард Энтони Дженнер в 1798 году. Но есть и другая версия, согласно которой первая прививка от оспы была сделана черкешенкой на Кавказе гораздо раньше.

Доказательством этому служат записи французского агента короля Карла XII – Абри де Мотрэ, который посетил Кавказ и увидел процедуру прививания у черкесов. Он описал, как в селении Деглиад делали прививку ребенку.

– Меня это вдохновило! И результатом стал символ, который я нанес на нарукавные подвески. Почему кадуцей я изобразил именно на этой части платья? Потому что руки – это символ женского начала, – говорит Юрий Сташ.

Мех в костюмах

Третий символ, зашифрованный в костюме, – любопытный исторический факт о том, что в древности адыги использовали в одежде детали из меха.

– Я несколько лет назад уже работал над этой темой, изготовил костюм с меховыми элементами, но допустил досадную ошибку – ворс на мехе был направлен не в ту сторону. Для меня важны детали, поэтому тот костюм я превратил в панно, а уже на этом, новом, все сделал верно. Мне кажется, это интересный исторический факт, который нужно было запечатлеть, – рассказывает Юрий Сташ.

– Юрий Махмудович, откуда же вы черпаете столько идей и вдохновения?

– Я часто шучу, что моими мыслями управляет космический дирижер, – смеется модельер. – У меня рядом с кроватью всегда лежит записная книжка – могу и ночью проснуться с какой-то идеей. Но мне не кажется это чем-то удивительным. Это моя жизнь! И я счастлив, если могу через свои костюмы рассказать о моем народе.

Юлия МЕЛЬНИКОВА.
Газета «Советская Адыгея».

Кстати,

таблички с древним клинописным текстом, который оказался мирным договором между фараоном Рамзесом II и царем Хатти, были обнаружены много лет назад. То, что это первый в мире дипломатический документ, выяснилось после дешифровки. Кадешское мирное соглашение положило конец давней вражде между Древним Египтом и Хаттской империей. Сейчас копия этого эпохального исторического документа хранится в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Юлия МЕЛЬНИКОВА
Поделиться
в соцсетях
Адыгея адыгский язык Газета "Советская Адыгея" дизайнер-модельер древний хаттский язык история история адыгов Кавказ - наш общий дом модельер национальный костюм Пресса Кавказа Республика Адыгея Советская Адыгея творческая деятельность творческая студия Хаути Пхитиков художник-дизайнер Юрий Сташ