Не только украшение в доме
Как ковер может отражать историю народа и эпоху
В первом зале Картинной галереи Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника им. М. О. Байчоровой с 4 по 27 августа проходит выставка «Орнаментальное искусство горских народов». Здесь представлены старинные ковры и киизы из фондов музея, а также работы современных мастериц, занимающихся возрождением технологий и орнамента старинного ремесла горцев.
Ковроткачество веками развивалось у народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, и полностью обеспечивало внутренний спрос. Ковры и киизы, которые производили ремесленники, не только имели потребительское значение, но и были в некотором роде произведениями искусства. Изготовление войлока было одним из основных видов производства у горских народов. Традиции его производства корнями уходили в древнетюркскую среду, и в быту, в жизненном укладе горцев значение узорных войлочных ковров-киизов сохранилось до наших дней.
Как рассказала нам старший научный сотрудник сектора дореволюционной истории музея-заповедника Лидия Богатырева, утепляющие свойства шерсти и возможность с их помощью создавать эстетическую атмосферу жилья делали эти ковры очень популярными. Еще совсем недавно у узорных войлоков – киизов – было более многообразное применение: они служили не только украшением в доме, но и постелью, были необходимой принадлежностью народных обрядов. Войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин.
Войлочные изделия горских женщин различались по технике производства, орнаменту и по назначению. Был войлок с вкатанным узором, так называемый «рябой, пёстрый войлок», который находил широкое применение в повседневном быту дома. На таких войлоках преобладает геометрический орнамент. Был и войлок с аппликацией, нашитыми узорами. Такой тип войлока – это особая, яркая страница в народном искусстве карачаевцев, неизвестная другим соседним народам. Такой войлок использовался для полки с сундуками и постелями. И был войлок для перекладины, где вывешивали праздничную одежду. Также на выставке представлены выкроенный или орнаментированный войлок из двух однотонных контрастных цветов, однотонный войлок, наиболее употребительный. Для изготовления последнего, как правило, использовалась шерсть худшего качества.
Вся экспозиция на четырех стенах зала представляет собой как бы путь ковроткачества из прошлого в будущее: от дореволюционных работ, ковров, на которых изображен совет в Филях, ковров советского времени с символикой СССР и портретами вождей партии, до великолепных работ современных мастериц не только возрождающих ремесло, но и превращающих его в современное искусство, не теряя при этом древних традиций.
Организаторы выставки хотели рассказать посетителям, что ковёр являлся не только предметом быта, но и предметом искусства, где проявлялось творческое начало мастериц. Ковёр может отражать по технике изготовления, по орнаменту рисунка историю того или иного народа и эпохи.
Зульфия Кипкеева, посетитель выставки, с интересом рассматривала представленные работы. «Это устоявшаяся классика, – считает она, – а классика – это всегда модно. Ковры создают уют в быту, и тут видно, что за самым обыкновенным ковром скрывается прекрасный мир искусства. Особенно хороши работы выпускниц нашего колледжа».
{{commentsCount}}
Комментариев нет