День республики № 92 от 17.08.2023

Мы в ответе за духовную безопасность Отечества

В России писатель всегда был «властителем дум». Это утверждение актуально в современный, очень важный для нашей страны период

18 августа в 11:12
5 просмотров
Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов
Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов

Писательское сообщество России столкнулось с серьезными вызовами, на которые предстоит дать достойный ответ. Председатель Союза писателей России Николай Иванов любезно согласился поговорить с нами о том, какое место писатель должен занимать в современном обществе.

– Николай Фёдорович, мы планировали с вами провести интервью сразу после XVI съезда Союза писателей России 10 февраля этого года, по его итогам…

– …Но я тянул время. Дело в том, что и после Гимна России, закрывающего высший писательский форум, работа съезда продолжается. До момента, пока Минюст не утвердит все документы, представленные по его итогам.

– Утвердил?

– Вчера я разговаривал с сотрудниками, которые курируют наши вопросы. Мне сказали: документы – да, приняты Министерством юстиции, замечаний нет. Вот теперь готов разговаривать!

– Несколько слов о прошедшем писательском пятилетии…

– Если чисто арифметически, то два года заняла пандемия коронавируса. Для Союза писателей это обернулось в ограничение возможностей по проведению мероприятий, возможностей, в первую очередь, непосредственного человеческого общения. Но эти два года потребовали от нас искать другие формы работы, и технические средства помогли нам не прекратить общение. Затем год работы прошел под знаком специальной военной операции.

– Она сильно наложила отпечаток на деятельность Союза писателей?

– Существенно. Это сегодня правый фланг нашей передней шеренги проблем и человеческого внимания. Но хочу, чтобы все понимали: для писателей России важно всё литературное пространство Отечества: фестивали, работа с молодыми авторами, выпуск журналов и альманахов, литературные премии, десятки и сотни организационных вопросов от Камчатки до теперь уже Запорожья. Накануне нашего с вами разговора мы создали в Мелитополе Запорожскую областную организацию Союза писателей России. Так что буквально за последний год мы приросли организациями в Республике Татарстан, Карачаево-Черкесии, ДНР, ЛНР и теперь вот – Запорожье. Впереди – Херсон.

– Но ведь нельзя говорить, что Карачаево-Черкесия вот только сейчас вошла в состав российского союза…

– А мы и не утверждаем. Литература республики так же величава, как и ее горы, как ее люди, как ее история. Все неотделимо. И когда по ряду причин Министерство юстиции КЧР приостановило официальную деятельность Союза писателей, мы продолжали общаться с местными писателями, участвовать в совместных мероприятиях. Творчество – оно шире любых юридических рамок. Но – да, союз обязан иметь свою организационную структуру, свой Устав. Я благодарен руководству республики, в первую очередь министру культуры, председателю Правительства, с которыми лично общался по поводу воссоздания полноценной творческой организации. Много помог в этом вопросе как секретарь СП России Олег Этлухов. И вот юридически писательская организация вновь восстановлена, и мы можем говорить с чистой совестью, что мы продолжаем традиции наших предшественников. Более того, у меня есть мечта-задумка создать литературную премию «Эльбрус». Имя говорит само за себя – высота, мощь, чистота, величие. Такой и должна быть наша литература.

– Идея поддержана?

-Я ее сам и поддержал. Не сомневаюсь, что будет одобрена литературной общественностью республики. Возможно, одна из номинаций станет всероссийской, название требует этого. Думаю, литературный «Эльбрус» ещё белоснежно ослепит, величаво порадует нас новыми именами в отечественной литературе. И героями книг станут настоящие сыны Отечества. Когда я последний раз ехал по трассе с Домбая, увидел у трассы памятник военачальнику. Попросил остановиться. Когда подошёл к нему, обомлел – это был бюст героя моего романа «Операцию «Шторм» начать раньше» генерал-полковника Солтана Кеккезовича Магомедова. Я просто обомлел и поклонился ему, ведь человек этот сделал многое для выполнения нашей миссии в Афганистане. Такими героями своих произведений мы и должны гордиться, им посвящать свой талант. Или работа над книгой о наводнении 2002 года на Северном Кавказе.

Я начал над ней работать, пробираясь в том числе по размытым дорогам и разрушенным мостам Карачаево-Черкесии. Поклон дорожникам за их подвиг того времени. Я так и назвал книгу: «Кавказ: укрощение стихии». И до сих пор помню цифры: в республике было разрушено 96 км автодорог, 23 моста. Вопросы по восстановлению дорожной сети легли на главного дорожника республики Анатолия Озова…

Все помню. Важно, чтобы мы, писатели, фиксировали своё время.

– Если уж говорить о нашем возрожденном Союзе писателей, какие проблемы или перспективы его ждут в ближайшем будущем?

– Ровно такие же, как и у всех остальных региональных организаций, которых у нас более 90 по всей стране. Мы – единый творческий организм. Где-то успешнее решаются литературные проблемы, благодаря власти, где-то точки соприкосновения между чиновниками и творческими людьми еще ищутся. Но мы должны понимать: Союз писателей России взял на себя ответственность за духовную безопасность Отечества. Ни больше, ни меньше. На том стоим. Вопросы нравственности в нашей литературе, следования традиционным духовным ценностям – да, это в том числе о нас сказано в Указе Президента РФ на эту тему. Более того, мы следовали данному вектору развития общества без всяких указов и распоряжений. Это – суть нашего повседневного писательского труда. Так жили наши предшественники, в первую очередь писатели-фронтовики, они же и завещали нам не терять ориентиров в кипящем будущем. Но если говорить более детально и конкретно – нам важна работа с молодежью, участие писателей в издании литературных альманахов и сборников, собственная работа литераторов над словом, взаимопроникновение в другие творческие союзы – художников, музыкантов, скульпторов, театральных деятелей. Единство культурного пространства, его цельность выходят на первый план. Особенно в связи с отношением некоторых деятелей от культуры, побежавших через Рокский перевал на самокатах из страны, лишь бы не защищать Отечество.

– СВО, вы правы, стало своеобразной лакмусовой бумажкой для многих… Видимо, по позиции Союза писателей России мы будем в целом оценивать и поведение наших литераторов.

– Для некоторых деятелей культуры и литературы это событие стало раздражителем, неприятной ситуацией, заставившей забиться под веник или спрятаться тараканом за печку. При этом оно стало предметом ненависти к тем, кто открыто поддержал армию, потому что им требовалось тоже что-то говорить, а говорить оказалось нечего. Стали юлить, ухмыляться, переводить тему в юмор, в сарказм, уводить в сторону. Убеждён, такие люди стали нас ещё больше ненавидеть за открытость и прямоту взглядов.

Когда случилось 24 февраля, лично я ощутил, что регионы стали командовать Москвой. Руководители региональных писательских организаций стали звонить: «Николай Фёдорович, мы должны чётко и внятно объяснить свою позицию, где мы и что мы. Мы должны сделать какое-то заявление». Так и получилось, что мы – первые и единственные из творческих союзов и общественных организаций приняли заявление в поддержку российской армии: «Писатели России никогда не хвалили войну, писатели России поклонялись солдату на войне». Именно эта фраза объясняет, где мы, с кем мы и почему мы приняли эту позицию. Давайте не станем вдаваться в большую политику, ибо каждый, видящий чуть глубже, чем диванные эксперты, понимает: страна была в точке «ноль», когда любой шаг означал отступление и уступки. Возвращались 90-е годы, когда до двухсот американских советников сидело в нашем Белом доме и дирижировало экономикой, политикой, образованием, культурой. И главное, имелись данные разведки, что войска противника сосредоточены на границах России. Мы впервые, наверное, в новейшей истории России пошли на упреждение удара. И те, кто в своё время ругал Сталина за то, что он не слушал разведку, что пропустили удар, эти же самые люди ругают сегодня Путина за то, что он упредил удар.

После нашего заявления в поддержку российской армии из нашего союза вышло всего пять человек. Из восьми тысяч. Погрешность. Мы можем гордиться своим творческим сообществом.

Что дальше? Первыми на СВО отреагировали поэты. В социальных сетях стало появляться огромное количество стихов. Поэты улавливали атмосферу времени, хотя некоторые стали играть на этой теме, есть и бравурность, видим попытки и приватизировать тему. Но даже по прошествии девяти месяцев, когда мы практически издали уже семь сборников стихов на тему специальной военной операции, составитель книг Виктор Кирюшин подтвердил, что не нашлось ни одного стихотворения у поэтов России, где звучало бы требование «убей украинца». Есть боль, разочарование, размышление, недоумение, переживание. Это говорит о том, что наше общество и наша поэзия оказались достаточно зрелыми, нравственными и благородными. А было ведь поначалу издано всего по тысяче экземпляров на сборник. Нашлись люди, которые оценили значимость работы и помогли кратно увеличить тиражи. На сегодняшний день вышло более двухсот тысяч экземпляров. Сколько лет не издавались поэтические сборники патриотической направленности таким тиражом? Да никогда после советской власти. Уникальность наших же книг в том, что они сделаны под формат книжки красноармейца, все наши книги миновали торговые сети, товарно-денежные отношения между поэтом, издателем и читателем. Эти книги напрямую идут бойцам и их родственникам бесплатно.

Шестым сборником стала книга посвящений бойцам СВО от поэтесс России, в книгу вошли стихи девяноста авторов. И вторая книга – впервые после Великой Отечественной войны созданный сборник стихов поэтов национальных республик. Свои стихи прислали тувинцы, башкиры, татары, адыги, коми, осетины, карачаевцы… Поэты Юрий Щербаков и Валерий Латынин перевели их строки на русский язык, а в некоторых моментах мы решили оставить в книге двуязычие. Если уж вся Россия поддерживает проведение СВО, то – вся. Эти сборники непременно займут своё место в русской литературе.

Знаете, после создания первых сборников совместно с сотрудниками Минобороны и администрации Президента РФ решили, что эти книги сами поэты и должны доставить бойцам. Они то ли в госпитале, то ли «за ленточкой», то ли в центрах подготовки должны видеть: вот книга, вот стихотворение, вот автор, который сейчас это стихотворение для вас и прочитает.

В качестве литературного десанта около 40 человек от Союза писателей выезжали по госпиталям в Ростов, Крым, Белгород, по Подмосковью… Туда приглашают и артистов, но они выступают в первую очередь на сцене, на площади, на поляне. А мы заходим в палату, где зачастую лежат контуженые ребята, которым противопоказан любой громкий звук. И, оказывается, востребован как раз поэт со своим тихим словом.

Затем мы начали ездить и «за ленточку» – в войска, к ремонтникам, вышедшим на отдых разведчикам. Проехали по приграничным с Украиной районам Брянской области, где тоже случаются обстрелы и есть напряжение.

– Вы воспитывались в Суворовском училище. Это было послевоенное победное время, когда мечтой любого мальчишки было стать военным. Как сегодня нам вернуть эту пассионарность юношеству?

– В какой-то степени это вернётся после окончания специальной военной операции. Сейчас на фронте находится будущая элита страны. Это те, кто не сбежал, кто не стал оправдываться, что ему страшно, кто не уклонился от того, чтобы подставить плечо Родине в трудную минуту. Поэтому важно, как страна встретит эту элиту после победы. Ведь не все предатели сбежали из России, осталось достаточное количество более хитрых, не желающих отползать от государственных кормушек. И сломить их сопротивление движению вперёд предстоит как раз тем, кто вернётся с фронта.

Так вот, если страна (чиновники) научится разговаривать с ветеранами СВО как с героями, тогда у нас есть шанс изменить ситуацию внутри страны. Пока что вы видите, что в школах и вузах продолжают затравливать ребят, которые поддерживают нашу армию. Вспомним журфак МГУ, где в открытую издевались над парнем, поддержавшим букву Z. Были случаи, когда учителя в школах заставляли учеников снимать знак «Z», если он был на их одежде: мол, нам не нужна в школе политика. Но отсутствие политики – это самая большая и грязная политика. И я хочу верить, что придёт время и вернутся в наше общество элементы победного духа конца 1940-х годов. Другого выхода нет.

Элита сама по себе не возникает. Её надо формировать. И мы, писатели, отчасти этим занимаемся. Оттуда, с фронта, придут новые Симоновы и Твардовские. И наша задача сегодня – отыскать среди боев творческих людей, подтолкнуть их к работе со словом. Говорим им: «Это – ваша война, ваш подвиг. Не отдавайте тему проходимцам от литературы. Говорите о ней своим, солдатским языком, пишите своим, солдатским сердцем, которое видело всё».

Досье

Николай Фёдорович Иванов – российский писатель и публицист, председатель правления Союза писателей России с 15 февраля 2018 года. Родился 8 июня 1956 года в селе Страчово Брянской области. Автор более 30 книг прозы и драматургии. В качестве военного журналиста и писателя побывал в разные годы в Чечне, в Цхинвале, в Крыму, на Донбассе, в Сирии. В прошлом – главный редактор журнала «Советский воин» и газеты «Налоговая полиция». Отставной полковник налоговой полиции России, военный журналист, офицер-десантник. Член общественной организации «Брянское землячество» в Москве. За активную поддержку политики России находится под санкциями всех стран Евросоюза.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
2023 воспоминания духовно-нравственные ценности интервью итоги литература мнение национальная литература Николай Иванов общественные организации Олег Этлухов патриотическая акция патриотический проект писатель писательская организация писательское сообщество поддержка СВО поддержка участников СВО поэтический сборник публицист русская литература сборник стихов СВО Союз писателей КЧР Союз писателей России специальная военная операция съезд Союза писателей России творческая деятельность творческий союз традиционные ценности