Хранители «кладовой памяти»
В этом году краеведческому музею в Теберде исполняется 40 лет
Сорок лет назад, в 1983 году, благодаря настойчивости и энтузиазму директора Карачаево-Черкесского музея-заповедника Марии Байчоровой удалось «отвоевать» гостевой дом князя Ислама Крымшамхалова, долгие годы использовавшийся как база отдыха.
В нём и открыли музей туризма и альпинизма, одновременно служащий мемориалом просветителя, художника, поэта Ислама Крымшамхалова.
Каждый раз, останавливаясь у этого старинного дворянского особняка в два этажа, в тени раскидистых чинар, среди которых сохранились реликты – могучий дуб и долгожительница груша времён хозяина этого гостевого дома, служившего камер-юнкером при дворе царя Александра III, мысленно переношусь в эпоху, когда князь вёл долгие беседы и застолья с поэтом Коста Хетагуровым и художником Николаем Ярошенко.
Изначально музей краеведения, альпинизма и туризма был детищем известного географа, бывшей альпинистки, дочери одного из основателей туризма и туристских маршрутов Теберды и Домбая Ирины Утяковой. Её отец, Павел Утяков, свое первое восхождение на Клухорский перевал совершил в 1911 году, а потом стал экскурсоводом Кавказского горного общества. В 1931-1932 годах Павел Александрович возглавил первую в Теберде турбазу, затем организовал строительство альплагерей и турбаз на Гоначхире, Северном приюте, в Домбае. Взяв в свои руки организацию музея, Ирина Павловна работала не покладая рук: оформляла экспозиции, классифицировала переписку известных людей, связанных с туризмом. Впоследствии в музей пришла Сеир Саидовна Магомедова, ставшая такой же верной хранительницей «кладовой памяти». Благодаря этим интеллигентным женщинам, подлинным энтузиастам, бывший гостевой дом Ислама Крымшамхалова обрёл новое лицо.
В главном зале, посвященном самому Исламу Пашаевичу, создана настоящая атмосфера XIX-го века: картины, офорты на стенах, скульптурные работы, мебель ушедшей эпохи, старинное фортепьяно. В центре – большой портрет Ислама Пашаевича, выполненный в тёмных тонах, – талантливая работа художника Магомеда Хабичева.
В зале туризма и альпинизма, в стеклянных шкафах, старые ледорубы, горные ботинки, миниатюрный примус, верёвки, которых когда-то касались руки знаменитых альпинистов. Здесь немало познавательных материалов об альпинистах, принимавших участие в боевых действиях и разведке во время Великой Отечественной войны. Более 200 альпинистов было направлено в распоряжение Западного фронта.
Дух ушедших эпох вместе берегли и лелеяли долгие годы Утякова и Магомедова, пока в 1997 году Ирина Павловна, передав бразды правления своей незаменимой коллеге, старшему научному сотруднику музея, не ушла на заслуженный отдых.
Сеир Саидовну знаю давно – ещё с тех самых пор, когда эта энергичная, деятельная женщина в начале восьмидесятых годов являлась председателем поселкового совета в Домбае. Она стояла у руля правления развивающегося курорта и решала многие жизненные вопросы. Частенько помогала туристским группам с размещением, а приехавшим с видом на трудоустройство – с работой. И сегодня в свои 85 лет она не сдает позиций, оставаясь преданной музею, много времени отдавая запасникам и сбору материала для будущих экспозиций.
…Я подходила к музею именно в тот момент, когда большая группа туристов уже выходила после экскурсии из ворот стариной усадьбы. Заведующий музеем Эльдар Чагаров, он же экскурсовод, встречающий и провожающий посетителей (неписаное правило гостевого дома, сохранившееся здесь по сей день), отметил:
– Нынешнее лето для музея было особенно посещаемым.
К тому же многих заинтересовала фотовыставка, посвящённая творчеству нашего земляка, известного краеведа, фотохудожника и проводника Георгия Ивановича Кука. Его чёрно-белые фотографии самого высокого качества даже в многократно увеличенном виде не теряют своей выразительности. И тот, кто никогда не приближался к вершинам Суфруджу, Эрцог или Белалакая, не видел дно расщелин ледников или не заглядывал в пропасти каньонов, все это ощутит во время просмотра этой фотовыставки.
Как оказалось, все эти фотографии бережно хранит вдова Кука Лидия Никитична – также в прошлом проводник-инструктор. И работники музея, заинтересовавшись уникальным материалом, организовали выставку. Что ж, за всю историю музея не раз бывало так, что идею выставки или экспозиции подсказывали сами жители Теберды и Домбая…
Наш разговор прервался новыми посетителями, и хотя их было всего двое – мама с сыном-школьником, приехавшие специально из Карачаевска, Эльдар сразу поспешил к ним, чтобы провести полноценную экскурсию во всех экспозиционных залах. Потому что для музейного работника самоценен и внеконъюнктурен каждый экскурсант, впитывающий в сознание истинные ценности.
{{commentsCount}}
Комментариев нет