День республики № 94 от 22.08.2023

Шедевры отечественной фотоиндустрии

23 августа в 10:25
560 просмотров
2 комментария
«Смена-8М» - вершина успеха бренда: тираж составил 21 млн экземпляров
«Смена-8М» – вершина успеха бренда: тираж составил 21 млн экземпляров

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13.

«Смена» – фотоаппарат для миллионов

Если задаться вопросом, какой фотоаппарат был в нашей стране наиболее популярным во второй половине ХХ века, можно с уверенностью утверждать, что это была «Смена».

Дешево не значит плохо

Впервые он появился ещё в конце 30-х годов, а в послевоенное время стал фотоаппаратом миллионов – в основном молодых людей, которые только вступали в большую жизнь. Им предстояло сменить уходящее старшее поколение, поэтому в печати, на радио и с высоких трибун их называли «наша смена». А поскольку фотоаппарат был создан прежде всего для них, он и получил такое название.

Надо сказать, что её снимки при должном опыте и умении были ничуть не хуже, чем фото, сделанные весьма дорогими аппаратами.

Заметим, что самые первые «Смены» выпускались ещё до войны, в 1939-1941 годах, на легендарном государственном оптико-механическом заводе – ГОМЗе, но они были абсолютно непохожи на общеизвестные модели 50-х гг. Тогда эти камеры конструктивно напоминали простейший «Kodak Bantam». Это был небольшой аппарат с выдвижной передней стенкой, на которой находились трехлинзовый объектив «Триплет» и затвор с двумя выдержками – 1/50 («М») и «В». В нём применялась пленка 35 мм, а фокус настраивался вручную по шкале расстояний (поэтому такие аппараты называются шкальными). Фотограф определял дистанцию на глаз и выставлял её значение по цифрам на объективе. Корпус камеры отливался из бакелита – пластика, устойчивого к высоким температурам, давлению, трению и ударам, а видоискатель был рамочного типа. Но с началом войны производство этих аппаратов прекратилось.

И в пустыне, и в горах

После войны, в 1953 г., был начат выпуск новой модели, ставшей базовой для целого семейства камер. Аппарат обрёл классическую форму корпуса и новый компактный трёхлепестковый затвор, который размещался в отдельном закрытом кожухе, диаметром 4,7 см и высотой всего в 1 см. При столь малых размерах затвор удивлял своей надёжностью – он был способен безотказно работать при температурах от +50 до – 50 °С, при этом отмерять довольно широкий диапазон выдержек – от 1/10 до 1/200 сек. и длительную «В». Альпинисты успешно пользовались «Сменой» зимой на вершине Эльбруса, есть сведения о том, что ею снимали даже в Гималаях.

В центральном отверстии кожуха затвора размещался трехлинзовый просветлённый объектив Т-22 (f 4 см; 1/4,5), с пределом диафрагмирования до 1/22. Буква Т означает тип: триплет, и он заслуживает отдельного рассмотрения. Его полное название – триплет Тейлора. Это объектив, состоящий из трёх линз, разделённых воздушными промежутками. Он полностью исправлен от астигматизма, кривизны поля изображения, и даёт на плёнке равномерную резкость по всему кадру. Кроме того, при имеющемся соотношении фокусного расстояния и светосилы глубина резкости изображения у Т-22 весьма значительна. Например, установив диафрагму 1/8 и расстояние 5 метров, можно получить качественное, резкое изображение на всех дистанциях от 2,5 м до «бесконечности» (∞)! Другими словами, «Сменой» можно снимать навскидку, выставив выдержку заранее в соответствии с погодными условиями и чувствительностью плёнки, а шкалу дистанции до объекта просто установить в среднее положение. Кстати, именно так была сделана фотография «День Победы в ст. Зеленчукской, 1985 г.».

День Победы в ст. Зеленчукской, 1985 г. Снимок сделан фотоаппаратом «Смена-Символ», при диафрагме 1/8, с выдержкой 1/250 сек
День Победы в ст. Зеленчукской, 1985 г. Снимок сделан фотоаппаратом «Смена-Символ», при диафрагме 1/8, с выдержкой 1/250 сек

Во всех последующих модификациях аппарата их редкостные свойства либо сохранились, либо были улучшены, причём конструкции «Смены» постоянно модернизировались, и выпускалась она крупными сериями. Начальная серия – это камеры типа «1-4». В номерах «2» и «4» появились автоспуск и синхроконтакт для вспышки. Для серии «5-8» был создан новый усовершенствованный объектив Т-43, а также разработан более крупный удобный корпус с наплывом под левую руку. И если во всех предыдущих моделях спуск затвора производился рычажком на его кожухе, а это было неудобно и непривычно, то в новых аппаратах его перенесли на верхнюю панель. Данная серия выходила с 1962 по 1970 год. Кстати, в предыдущей серии «1-4» не было и обратной перемотки плёнки, при съёмке она перемещалась во вторую – приёмную кассету. Но в этой серии и во всех дальнейших выпусках плёнка шла на приёмную катушку, а по окончании перематывалась обратно.

В последующие 20 лет – до 1990 года шёл выпуск «Смены-8М» – рекордной по популярности и количеству экземпляров самого массового фотоаппарата в мире. Он был изготовлен в количестве 21 млн штук (!), что зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. По размерам он схож с камерами серии «1-4», однако выполнен в современном дизайне, более удобный и лёгкий.

Работа над ошибками

К сожалению, во всех моделях «Смены» присутствовал один серьёзный недостаток: несогласованность смены кадра со взводом затвора, который выполнялся независимо, отдельным рычажком. Поэтому в инструкциях рекомендовалось сразу же после спуска затвора перемотать плёнку на 1 кадр, чтобы не «слепить» вместе изображения. Этот недостаток был устранён в самой совершенной из всех камер марки «Смена» – «Смена-Символ». Название появилось потому, что на шкале выдержек вместо цифровых значений обозначены символы погоды, соответствующие уровням освещённости.

Взвод затвора производится курком, синхронно со сменой кадра, а спуск – клавишей справа от объектива. Все остальные параметры не изменились… кроме стоимости – она увеличилась почти вдвое.

«Смена» выпускалась не только в Ленинграде. Её выпуск освоили в Белоруссии на Минском механическом заводе, где длительно и вполне качественно производили модель «Смена-2». «Смена-8М» под названием «Cosmic-35М» экспортировалась во многие страны, в том числе в Англию, Канаду, Мексику. Но самое главное в её «биографии» – это приобщение миллионов школьников нашей страны к умению делать фотографии и к началам фотоискусства.

Продолжение.

Кстати,

по мнению французского историка Алена Корбена, фотография была одним из факторов, перевернувших весь мир человеческого восприятия и поведения. Современный человек едва способен осознать, что, будучи объектом съемки или наблюдения, он автоматически принимает позу и «надевает» мимическую маску, в которой чувствует себя социально приемлемым.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко досуг история история техники оптика фотоаппарат фотоаппарат "Смена" фотограф фотографии фотоиндустрия фотокамера