Судьба батыра из Карт-Джурта
Недюжинной силой обладал Хаджи-Бекгар Ибрагимович Лиев
У любого народа, малого или большого, есть легенды и предания о доморощенных силачах, поражавших окружающих своими недюжинными природными данными. Кто-то из них «гнул подковы как калачи», кто-то мог, подняв быка или груженую телегу, переместить ношу в другое место, или, заменив лошадь у плуга, вспахать поле. Такой немалой силой обладал и Хаджи-Бекгар Лиев, уроженец аула Карт-Джурт.
В памяти старшего поколения земляков он остался как непревзойдённый борец, не имевший себе равных в поединках на ковре. Хотя какой там «ковёр» – часто в те давние времена, а это было ещё до депортации карачаевского народа, джигиты боролись в лучшем случае на траве, чаще – на голой земле.
Бог одарил Хаджи-Бекгара щедро: крепыш, словно созданный для большого спорта, плюс врождённая смелость, азартность, стремление к риску. Родился Хаджи-Бекгар, сын Ибрагима Лиева, в 1925-м году. Тяжелый физический труд в условиях сурового высокогорья в ауле и на кошу, изнурительная сенокосная страда на неудобьях, уход за скотом и огородом, где приходилось отвоевывать каждый клочок земли у камней, – эти «тренажеры» с детства закалили мышцы и волю Хаджи-Бекгара. А уж как он по горам лазал, зная каждую потаенную тропку верховий речек Хурзук и Учкулан, из которых рождается полноводная и бурная Кубань, и здесь ему не было равных, как и в конных скачках, и в состязаниях по народной борьбе тутуш, которые обычно устраивались в ущелье по большим праздникам.
Как вспоминала сестра Хаджи-Бекгара Лиева Файруз Ибрагимовна, недюжинная сила брату досталась от их отца, который при случае тоже любил показать свою удаль на народных праздниках.
…Для людей непосвящённых, борьба – это единый вид спорта. Далеко не каждый сходу ответит, в чем разница между греко-римской (классической) и вольной борьбой. Между тем при схожей цели – прижать противника спиной к ковру, различие в технике этих двух видов борьбы существенно: в классической – приемы могут применяться только выше пояса, в вольной же – разрешены броски, захваты, перевороты, отсечки, выполняемые с помощью ног. Национальные виды борьбы, существовавшей на Кавказе с незапамятных времён, по технике почти идентичны вольной, главное отличие – в поясах (кушаках), используемых для захвата. Поэтому неудивительно, что многие чемпионы-вольники вышли из борцовских залов Дагестана, Осетии, Карачая. В далёкие 50-е годы на чужбине чемпионами Киргизии и Казахстана были борцы-вольники Осман Джазаев, Хамит Байрамкулов, Шамиль Бархозов, Мурат Кубанов, Магомет Семёнов, Халит Борлаков и другие.
Среди этих спортивных звёзд карачаевского народа 50-х годов Бекгар Лиев занимал достойное место, но почему-то до сих пор его имя не было озвучено в прессе, хотя люди старшего поколения помнят этого борца-тяжеловеса, поражавшего очевидцев его поединков недюжинной силой, молниеносной атакой, мощным напором.
Когда в годы депортации семья Лиевых попала в Казахстан, карачаевские парни в свободное время с удовольствием состязались в толкании камня, борьбе, тем более азиатский алыш почти ничем не отличается от горского тутуша. Победителем всех этих поединков всегда выходил Хаджи-Бекгар Лиев.
Однажды в Джамбульской области состоялись большие состязания по борьбе, где принимали участие многие именитые борцы Казахстана. Хаджи-Бекгар только что вышел из больницы после тяжелой болезни, но друзья уговорили его посостязаться на ковре. «Теперь я уже и не помню, как брату удалось уговорить маму отпустить его на соревнования, – вспоминала Файруз Ибрагимовна Лиева. – Ведь после выписки брата из больницы прошло всего три дня… За считаные минуты он буквально раскидал своих соперников, положив их на лопатки».
…И вот решающий поединок. Хаджи-Бекгар принимает вызов именитого чемпиона Казахстана, гиганта-тяжеловеса, слава о котором гремела по всей республике. Соперник Лиева был с головы до ног накрыт покрывалом – живучие и почитаемые в те времена азиатские традиции предписывали делать это, чтоб уберечь удачливого атлета от сглаза. Этот борец был в окружении влиятельных чиновников – тех, кого считают сильными мира сего. Молва приписывала, что соперник Лиева никогда не знал поражений и ещё никому не удавалось его повергнуть на ковре. Многочисленные зрители застыли в напряженном ожидании, Хаджи-Бекгар, не дрогнув ни единым мускулом, в стремительной атаке, сделав молниеносно подсечку ногой и в один миг приподняв гиганта, бросил его на лопатки. После минутного замешательства покровители казахского тяжа заявили, что тут произошла какая-то ошибка, и заставили Лиева вновь принять поединок. Буквально через минуту противник Хаджи-Бекгара вновь оказался на лопатках.
До самого возвращения на родину Хаджи-Бекгар вновь и вновь поражал всех своими победами на борцовском ковре. Спортивные чиновники Казахстана всерьёз заинтересовались уникальными способностями непобедимого борца из Карачая. Весть о нём дошла и до Москвы. Приехали посланцы из спорткомитета страны и предложили поехать в столицу, чтобы принять участие в состязаниях тяжеловесов-вольников. Хаджи-Бекгар не подкачал и в столице, вновь поразив своей мощью, силой, незаурядной отточенной техникой. Парню-спецпереселенцу сулили большие перспективы: остаться в Москве, войти в сборную России, обещали квартиру, машину и всё, о чем можно было только мечтать. Но пришло время возвращаться на Кавказ, и Хаджи-Бекгар, как и весь его народ, истосковавшийся по родине, не мог променять встречу с родной землей ни на какие блага на свете…
Нелепая случайность оборвала жизнь Хаджи-Бекгара Лиева – перевернулся молоковоз, на котором он был водителем. Ему было всего пятьдесят. Не стало цветущего, полного сил человека, который успел бы столько ещё сделать и, быть может, показать ещё не один мастер-класс начинающим борцам…
Земляки вспоминают Хаджи-Бекгара Лиева и по прошествии многих лет как человека, преданного родной земле и служившего образцом во всех отношениях. А легенды о его богатырских победах до сих пор передаются из уст в уста.
Кстати,
Хаджи-Бекгар Лиев был прекрасным семьянином. Он вырастил двух достойных детей, в наследство которым от отца достались любовь и преданность родной земле, семейному очагу, желание быть полезным обществу, людям. Дочь Тамара, детский врач Карачаевской ЦГРБ, была отличным специалистом, но, к сожалению, также ушла из жизни в расцвете лет. Сын Джатдай работал в администрации Карачаевского муниципального района, сейчас – на заслуженном отдыхе.
{{commentsCount}}
Комментариев нет