День республики № 95 от 24.08.2023

Здесь молодых знакомят с реальной наукой

В Нижнем Архызе завершила работу седьмая астрофизическая школа

25 августа в 10:44
5 просмотров
Молодые участники астрофизической школы за работой
Молодые участники астрофизической школы за работой
Источник — Фото автора

С 3 по 20 августа в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе проходили занятия седьмой (очной) Астрофизической школы второго набора Фонда научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория».

Как рассказал нам один из организаторов проекта, старший научный сотрудник лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ, кандидат физико-математических наук Антон Бирюков, астрофизическая школа – самый масштабный проект фонда «Траектория», программы которого направлены на стимулирование интереса к науке и научным исследованиям, реализацию образовательных и просветительских программ, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала молодежи.

«Суть проекта в том, – делится А. Бирюков, – что мы приглашаем увлекающихся астрономией восьмиклассников, и в течение трех лет с ними проводится цикл очных и заочных занятий по специально разработанной уникальной программе по ключевым предметам: физике, математике, черчению, астрономии, программированию, английскому – на базе ведущих научных центров страны. Ребята знакомятся с оптическим телескопом, встречаются с известными учеными-астрофизиками. Этот образовательный проект – единственный в России, главная цель которого – познакомить заинтересованных школьников с реальной наукой, показать, как проходят научные исследования, помочь определиться с профессией.

Обучение в астрофизической школе помогает школьникам четко определиться с направлением астрофизики, которым они хотят заниматься в будущем. При этом большинство учащихся действительно поступают после школы в профильные вузы. Однако нет правил без исключений: недавно одна из школьниц, которая хотела заниматься астрофизикой, поступила в гуманитарный вуз, поняв, что астрофизика ей не подходит».

Астрофизическая школа сегодня носит имя Олега Верходанова, который стоял у истоков организации школы ещё в 2016 году. Проект реализуется при финансовой поддержке Николая Каторжнова, мецената и члена совета фонда.

Нынешний набор уже второй, первый выпуск состоялся в 2019 году. Обучение в школе бесплатное. Среди лекторов – директор САО РАН, кандидат физико-математических наук, специалист в области исследования магнитных полей звезд, внесолнечных планет и астроспектроскопии Геннадий Валявин, кандидат технических наук, Senior Research Manager в компании Mitek Валерий Анисимов, руководитель группы релятивистской астрофизики САО РАН Григорий Бескин, замдиректора Центра космической погоды Тель-Авивского университета Лев Пустильник, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией радиоастрофизики САО РАН Сергей Трушкин, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук, профессор РАН Дмитрий Вибе и многие другие.

Что же входит в программу нынешних занятий? Конечно же, то, что интересует и занимает любого, когда речь идёт о космосе: проблема SETI, или поиск внеземных цивилизаций. Этой теме посвящено и большинство докладов в школе. Так, например, в докладе Григория Бескина «Формула Дрейка и программа школы» приводится формула для оценки числа цивилизаций в Галактике и обсуждаются физические предпосылки возникновения жизни. А вот темой доклада Сергея Трушкина стал антропный космологический принцип, тонкая настройка и неизбежность жизни в мультивселенной. Можем ли мы уже сегодня ответить на столь волнующий вопрос: «Возникновение жизни неизбежно?» Или ещё острее: «Является ли разумная жизнь естественным результатом эволюции Вселенной?» Современная научная мысль, по мнению Трушкина, вселяет некоторый оптимизм…

В школе обсуждалось и сообщение Дмитрия Вибе о том, как постепенно в ходе эволюции Вселенной заполнялись ячейки таблицы Менделеева, и почему количество атомов разных видов в нашей Вселенной так сильно различается. Вибе также рассказал об астробиологии, молодой науке, изучающей происхождение, эволюцию и распространение жизни во Вселенной…

Сам Антон Бирюков выступил с докладом «Разные цивилизации – разные математики?». Его интересуют различия и совпадения в математической картине мира разных земных цивилизаций и то, может ли математический язык лежать в основе обмена информацией с внеземными цивилизациями.

Все ученики школы, а они уже не школьники, а студенты, с интересом слушали доклады, а в перерывах делились впечатлениями. Так, Анастасия Петрова, студентка биофака МГУ, Михаил Ганиев из МИФИ, Андрей Неустроев, ставший студентом МИЭТ, и Вячеслав Зельдин из МИФИ горячо обсуждали настоящее и будущее земной и космических цивилизаций и ещё нерешенные фундаментальные проблемы квантовой гравитации, теории струн, теории всего, природы темной энергии и материи.

А вот феномен НЛО молодых студентов не заинтересовал: какое он имеет отношение к проблеме SETI? По их мнению, основные типы объектов, воспринимаемых как НЛО, – это ракеты, авиатехника, атмосферные явления, и, говоря об НЛО, надо говорить о мистификациях, неадекватной психике и деятельности СМИ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2023 Антон Бирюков астрономия астрофизика астрофизическая школа "Траектория" доклад КЧР научные исследования научный сотрудник Нижний Архыз образование образовательная деятельность образовательная программа образовательное мероприятие образовательный проект просветительские мероприятия САО РАН Фонд некоммерческих инициатив "Траектория" школьники