Здесь молодых знакомят с реальной наукой
В Нижнем Архызе завершила работу седьмая астрофизическая школа
С 3 по 20 августа в Специальной астрофизической обсерватории РАН в Нижнем Архызе проходили занятия седьмой (очной) Астрофизической школы второго набора Фонда научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория».
Как рассказал нам один из организаторов проекта, старший научный сотрудник лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ, кандидат физико-математических наук Антон Бирюков, астрофизическая школа – самый масштабный проект фонда «Траектория», программы которого направлены на стимулирование интереса к науке и научным исследованиям, реализацию образовательных и просветительских программ, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала молодежи.
«Суть проекта в том, – делится А. Бирюков, – что мы приглашаем увлекающихся астрономией восьмиклассников, и в течение трех лет с ними проводится цикл очных и заочных занятий по специально разработанной уникальной программе по ключевым предметам: физике, математике, черчению, астрономии, программированию, английскому – на базе ведущих научных центров страны. Ребята знакомятся с оптическим телескопом, встречаются с известными учеными-астрофизиками. Этот образовательный проект – единственный в России, главная цель которого – познакомить заинтересованных школьников с реальной наукой, показать, как проходят научные исследования, помочь определиться с профессией.
Обучение в астрофизической школе помогает школьникам четко определиться с направлением астрофизики, которым они хотят заниматься в будущем. При этом большинство учащихся действительно поступают после школы в профильные вузы. Однако нет правил без исключений: недавно одна из школьниц, которая хотела заниматься астрофизикой, поступила в гуманитарный вуз, поняв, что астрофизика ей не подходит».
Астрофизическая школа сегодня носит имя Олега Верходанова, который стоял у истоков организации школы ещё в 2016 году. Проект реализуется при финансовой поддержке Николая Каторжнова, мецената и члена совета фонда.
Нынешний набор уже второй, первый выпуск состоялся в 2019 году. Обучение в школе бесплатное. Среди лекторов – директор САО РАН, кандидат физико-математических наук, специалист в области исследования магнитных полей звезд, внесолнечных планет и астроспектроскопии Геннадий Валявин, кандидат технических наук, Senior Research Manager в компании Mitek Валерий Анисимов, руководитель группы релятивистской астрофизики САО РАН Григорий Бескин, замдиректора Центра космической погоды Тель-Авивского университета Лев Пустильник, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией радиоастрофизики САО РАН Сергей Трушкин, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук, профессор РАН Дмитрий Вибе и многие другие.
Что же входит в программу нынешних занятий? Конечно же, то, что интересует и занимает любого, когда речь идёт о космосе: проблема SETI, или поиск внеземных цивилизаций. Этой теме посвящено и большинство докладов в школе. Так, например, в докладе Григория Бескина «Формула Дрейка и программа школы» приводится формула для оценки числа цивилизаций в Галактике и обсуждаются физические предпосылки возникновения жизни. А вот темой доклада Сергея Трушкина стал антропный космологический принцип, тонкая настройка и неизбежность жизни в мультивселенной. Можем ли мы уже сегодня ответить на столь волнующий вопрос: «Возникновение жизни неизбежно?» Или ещё острее: «Является ли разумная жизнь естественным результатом эволюции Вселенной?» Современная научная мысль, по мнению Трушкина, вселяет некоторый оптимизм…
В школе обсуждалось и сообщение Дмитрия Вибе о том, как постепенно в ходе эволюции Вселенной заполнялись ячейки таблицы Менделеева, и почему количество атомов разных видов в нашей Вселенной так сильно различается. Вибе также рассказал об астробиологии, молодой науке, изучающей происхождение, эволюцию и распространение жизни во Вселенной…
Сам Антон Бирюков выступил с докладом «Разные цивилизации – разные математики?». Его интересуют различия и совпадения в математической картине мира разных земных цивилизаций и то, может ли математический язык лежать в основе обмена информацией с внеземными цивилизациями.
Все ученики школы, а они уже не школьники, а студенты, с интересом слушали доклады, а в перерывах делились впечатлениями. Так, Анастасия Петрова, студентка биофака МГУ, Михаил Ганиев из МИФИ, Андрей Неустроев, ставший студентом МИЭТ, и Вячеслав Зельдин из МИФИ горячо обсуждали настоящее и будущее земной и космических цивилизаций и ещё нерешенные фундаментальные проблемы квантовой гравитации, теории струн, теории всего, природы темной энергии и материи.
А вот феномен НЛО молодых студентов не заинтересовал: какое он имеет отношение к проблеме SETI? По их мнению, основные типы объектов, воспринимаемых как НЛО, – это ракеты, авиатехника, атмосферные явления, и, говоря об НЛО, надо говорить о мистификациях, неадекватной психике и деятельности СМИ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет