Куклы как люди
Для Сабины Тарикулиевой участие в ежегодной выставке «Куклоград» - это возможность выразить свое отношение к окружающему миру
В творческой лаборатории Сабины Тарикулиевой столько самых разных дагестанских персонажей-кукол, что, кажется, наберется на целый аул, в котором они живут своей жизнью, продолжая нить поколений, о которых складывались легенды, древние сказания. В них люди прославились особым характером, складом ума, горской смекалкой, легко побеждая житейской мудростью самого грозного неприятеля из древнего эпоса.
Ее куклографию можно считать отдельным направлением в искусстве – настолько естественны персонажи. Кажется, что не рука мастера, а Всевышний, вдохнув в ноздри удивительных горцев, женщин, стариков, детей дыхание жизни, очеловечил их, превратив в существо с живой душой. Сабина улыбается, рассказывая о каждом из созданных образов как о живом человеке, о его быте, родовом очаге, возле которого он всю жизнь прожил, набираясь той горской философии, что помогала выживать в самые трудные времена.
Увлечение куклами для неё началось с художественной школы. Пришлось осваивать ремесло, превратившееся в серьезное увлечение. Начинала с графического рисунка, долго изучала природу национального костюма, но не стилизованного, а того, что носили горянки в давние времена. Поначалу это были три дагестанских образа: лезгинка, кумычка, лачка. Тогда, увлекшись, в работу включились остальные ученики, создав жанровую композицию дагестанской свадьбы, всего шестнадцать кукол. Так и пошло.
Сначала «живые» куклы дарились близким. А потом, прослышав об эксклюзивных работах, их стали заказывать друзья, знакомые. «Мне хотелось создавать такие образы, чтобы они воспринимались как одушевленные предметы. И это зацепило не только меня, но и знакомых», – делится Сабина.
Выбрав в художественном училище им. М. Джемала факультет «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», она не ошиблась. Позже работа с детьми превратилась для нее в творческий процесс. Она раскрывает в каждом из своих учеников богатый внутренний мир, превращая мысли в изделия, отличают которые исключительная оригинальность. «Для меня важно научить ребят думать, сопоставлять и не бояться быть непохожими ни на кого другого», – говорит мастерица.
Окончив художественно-графический факультет ДГПУ по специальности «учитель изобразительного искусства», стала учиться у знаменитого Абдулзагира Мусаева, «тянувшего жилы из студентов», но вкладывавшего в них настоящее мастерство.
Её художественные работы, написанные в различной манере, можно причислить к искусству большого мастера, тонкого эстета, образно мыслящего, воспринимающего цвет как художественный антураж, передающий психологическую, эмоциональную сущность образа. В них загадочный и одновременно философский смысл, раскрывающий глубину мысли художника, его мировоззренческое мышление.
Для Сабины участие в ежегодной выставке «Куклоград» и в республиканской художественной выставке, посвященной юбилею Расула Гамзатова, это возможность выразить свое отношение к окружающему миру, желание осветить пространство бесконечным творческим поиском. Она вспоминает прошлый год, когда откликнулась на тематическую выставку «Куклоград», решив «отправить в космос» своих старушек Марзият и Кумсият. А еще раньше на выставку, посвященную героям литературных произведений, привезла образы Остапа Бендера и Царевны Лебеди, в которых детализировалась каждая мелочь, достигая абсолютной достоверности.
– Пришлось и швеей поработать, – рассказывает Сабина. – Всё соблюдалось по технологии: пиджак Остапа – с подкладочной тканью, а лицо было вышито нитками мулине.
К этому времени у нее уже был опыт в создании светских образов: Изабель, Шарлотт, Лукреция, Изольда. Но все же ее больше влекла многоликая этническая культура родного края. Ее бабульки Зубаржат и Майсарат – близкие подруги, вместе ходят в лес за хворостом. Они степенно ведут беседу о доме, семье и внуках. А бабушка Рукьи, скрестив ноги, сидя перед домом, вяжет внучатам теплые джурабы. А вот на сундук присела бабушка Сакинат из Хунзахского района. У нее на руках очаровательный барашек. На бабушке древние украшения, платье с цветочным орнаментом. Солнечная бабулька Шамсият – пряха. Рядом с ней старинная лампа. А рукодельница Бурлият вяжет себе кардиган на осень. В углу светильник, на самой бабушке старинное украшение пожилых горянок – чохто. А вот и наши знакомые, совершенно необыкновенные старушки Марзият и Кумсият, побывавшие на вершине Шалбуздага и в космосе. Они в скафандрах, но чувствуют себя почти обыденно. Серебристый наряд напоминает космический комбинезон. Бабульки живут по принципу: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – иди вдвоем с подругой.
В мастерской Сабины всё только начинается. Кропотливая работа с этнической тематикой выливается в самые настоящие находки. Так, освоив кайтагскую вышивку в технике «настил вприкреп», она использует возможности необыкновенной, почти мистической символики, в своих работах и работах учеников, которых приучает к использованию элементов национального костюма дагестанских народов.
Она избирательна и в выборе тканей. Это современные восточные принты, традиционные ткани с выдержанными дагестанскими расцветками. А что-то из компонентов подбирается в лесу, на море. Вот, например, на костюм Царевны Лебеди ушло времени больше, чем на сам образ.
Сабина одинаково органична как в прикладном, так и в изобразительном искусстве. И полагается на чувство вкуса, не отказывая себе в том, что ей интересно. Увлеченно использует традиционные виды творчества. И обещает прибегнуть к тематической орнаментике в куклографии. Её можно считать шкатулкой с секретом. Так что Сабина еще не раз удивит нас.
Айшат ТАЖУДИНОВА,
Сетевое издание «Дагестанская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет