Художница, которая приручила цвет
Необычные колористические решения - визитная карточка Кулины Кубановой
В картинной галерее в Черкесске состоялась первая персональная выставка члена Союза художников КЧР Кулины Кубановой «Мелодия души», на которой автор представила 47 работ, выполненных в различных жанрах и направлениях, от пейзажа до сюжетных композиций, в основном в стиле импрессионизма с элементами экспрессионизма.
Это работы, написанные с 2006 по 2023 год. Художница хотела показать, как менялись она и её творчество на протяжении почти двадцати лет.
Выставка вызвала неоднозначную оценку со стороны посетителей галереи, ошеломив зрителя непривычно яркой палитрой. Кто-то не понял это буйство красок, кто-то пришёл в восторг. В числе последних оказалась и я.
Безапелляционное многоцветие полотен Кулины Кубановой – красные облака, жёлтое или зелёное небо, лица без лиц – всё это не вписывается в определённую парадигму неподготовленного человека. По мнению такого зрителя, художник должен рисовать небо синим, солнце – жёлтым, дом – обязательно на земле и чтобы из трубы шёл дым. То, что художник может постулировать в своих работах актуальные для себя вопросы самовыражения, что он может иногда смотреть на мир под другим углом или цветом, как мы смотрим через цветное стёклышко, – не допускается.
Но ведь как-то художник приходит к своей уникальной палитре. Давайте выясним – как.
Карандаши и краски в подарок
Кулина Кубанова рисовать любила с детства. Просила у мамы не кукол, а карандаши и альбомы. Когда девочка болела, вместо сладостей в утешение мама давала фломастеры и краски. В садике воспитательница Ольга Петровна не только поощряла желание детей рисовать, но и тщательно собирала все детские рисунки, чтобы в день выпуска вернуть ребятам их садиковское творчество. До сих пор у Кулины хранятся эти рисунки, и она с теплом вспоминает мудрую воспитательницу.
После школы, где самыми главными для неё были уроки рисования, Кулина поступила в 2006 году на художественно-графический факультет КЧГУ. Со студенческой скамьи и по сей день она активно участвует в республиканских, региональных, всероссийских и международных выставках. Москва, Санкт-Петербург, Грозный, Нальчик… Её картины включены в казахские и турецкие художественные каталоги «Туран», потому что для тюркского мира её искусство значимо и ценно.
Наставником Кулины в КЧГУ был заслуженный художник КЧР Халис Атаев, который, по признанию художницы, полностью перевернул её творческое мировоззрение.
– Халис Магометович видел моё стремление к цвету и то, как я боюсь проявить эту любовь в своих работах, – рассказывает художница. – Помню, он пришёл на один наш пленэр и с большим одобрением сказал: «О, какие у вас интересные палитры». Он сумел найти такие слова, что я поняла: не надо бояться воплотить в картине яркий мир, который царит в моей душе и каким я его вижу снаружи.
По-доброму она вспоминает и другого своего педагога – Нурли Муртазова:
– Так, как он объяснял рисунок и композицию, наверное, мало кто может. Прекрасный был человек и педагог. Мы с ним ездили на пленэры, и он, например, рассказывал, как композиционно отличаются цветок на природе или в натюрморте.
По тропе высокого искусства
Сбиваться с заданного наставниками пути Кулина не собиралась. Ни замужество, ни рождение двоих детей не могли её отвлечь от её жизненного предназначения – живописи. Благо с супругом, художником Муратом Боташевым, она на одной волне: оба выпускники худграфа КЧГУ, оба понимают искусство одинаково, хоть и выражается каждый по-своему, оба преданны живописи.
Супруг – один из тех, кого не только не вгоняет в ступор безудержная палитра супруги – он её активно поддерживает и вдохновляет, понимая, что человек с косным взглядом на мир все меряет своими безжизненными вялыми стереотипами. Где уж такому инертному индивиду понять и увидеть, что каждое розоватое облачко таит в себе багровость закатного солнца – так почему бы этот багрянец не сконцентрировать в нарисованных облаках? И эти почти рубиновые облака не пугают – наоборот, придают сказочность сюжету. Потому что небо на этой картине синее-синее, а зелень деревьев вспыхивает малахитовым свечением. И картина поэтому не пугающая – она вышла весёлой и жизнерадостной, как сама Кулина Кубанова.
Помимо пейзажей, как мы уже говорили, художница часто пишет сюжетные картины, на которых изображены старейшины, женщины за рукоделием или у дома, бабушка у колыбели… Особенность этих работ в том, что у изображённых ею людей нет лиц – вместо лица какое-то размытое пятно. Но картины не пугают, а притягивают. Не наделяя свои персонажи определенными чертами, художница делает их общими, народными – родными каждому. И правда, у какого карачаевца или любого кавказца не дрогнет от узнавания сердце, когда он разглядит женщин, прядущих шерсть или катающих войлок, всмотрится в бабушку, буквально охраняющую люльку внука?
Но если вглядываться в другие картины Кулины Зауировны, то видно, что те же горы или цветы она «оживляет» за счёт искусных художественных приёмов. Так, башни, храмы в её картинах словно врастают в землю, на которой стоят, становясь её неотъемлемой частью, первоэлементом природы. А цветы вдруг поворачиваются человеческими лицами к зрителю, смотрят глазами-тычинками.
Необычные чувства испытывает зритель у картин Кубановой – как будто он оказался на стыке реального и сказочного миров. Как будто оторвался от земных забот и, недоверчиво ощупывая дорогу, идёт в художественный мир Кулины Кубановой, с удивлением и радостью первооткрывателя ступая по тропе высокого искусства.
Кстати,
Кулина Кубанова уже думает о второй персональной выставке. По её словам, новая выставка будет в корне отличаться от первой. В том, что она будет не менее притягательная и интересная, я, как и все, кто видел её картины, не сомневаюсь.
{{commentsCount}}
Комментариев нет