Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9, ч. 10, ч.11, ч. 12, ч. 13, ч. 14
«Зенит-Е» – гранд советской фототехники
Рассказ об этом фотоаппарате мы не зря оставили напоследок. «Зенит-Е» стал самой популярной моделью, настоящим символом отечественной фотографической промышленности.
Репортёрская фотокамера «Старт» оказалась избыточно сложной в производстве, слишком дорогой для широкого потребительского рынка СССР. Поэтому её выпуск был прекращён, а единственным зеркальным аппаратом Красногорского оптико-механического завода оставался «Зенит-С» – модель 1952 года. Позднее она была несколько усовершенствована и получила новое название – «Кристалл». В ней был применён курковый взвод, улучшена работа затвора, и в 1962 году сошли с конвейера её первые образцы, однако вскоре «Кристаллу» вернули прежнее имя и присвоили новый индекс – она стала называться «Зенит-3М». В целом этот проект оказался успешным – новый аппарат был надёжным, весьма эстетичным, относительно дешёвым и потому имел высокий спрос, в том числе за рубежом. Его выпуск продолжался до 1977 года, то есть пятнадцать лет.
Но всё же заводские конструкторы понимали, что уровень этого изделия уже заметно отстаёт от аналогичных зарубежных образцов, и главный его недостаток – «залипающий» зеркальный видоискатель. Об этой конструкции мы уже упоминали в одном из предыдущих очерков: в этой конструкции изображение можно видеть лишь при взведённом затворе. После его спуска зеркало поднимается, открывая световой поток на фотоплёнку, и остаётся в том же положении до следующего взвода затвора (т. е. «залипает»). На это время объект съёмки остаётся невидимым. Поэтому в начале 70-х годов на Красногорском механическом заводе началась работа над новым фотоаппаратом; его название определили как «Зенит-Е».
Система визирования
Новая фотокамера не стала модернизацией предыдущей модели, предполагался выпуск совершенно другого образца. Прежде всего, была разработана новая конструкция системы визирования: в ней применялось зеркало, которое позволяло видоискателю работать как при взведенном, так и при спущенном затворе. В отечественных зеркальных фотокамерах это было сделано впервые. Пятикратное увеличение изображения на тонко матированной плоской поверхности линзы видоискателя позволяло быстро и удобно производить фокусировку.
Суперкорпус
Кроме того, этот фотоаппарат получил прочный корпус из алюминиевого сплава, представлявший собой единую деталь, что опередило мировой уровень развития зеркальных фотоаппаратов на несколько лет вперед. При изготовлении корпуса применялся метод точного литья под давлением, поэтому отливки не нуждались в дополнительной обработке, а все их размеры выдерживались идеально в каждом экземпляре изделия. Это, в свою очередь, упростило сборку камеры и существенно повысило производительность на конвейере.
Почему «Е»?
Ещё одним удобством для фотосъёмки стало наличие в новой камере фотоэкспонометра. Поскольку в те годы автоматический ввод выдержки и диафрагмы существовал только на очень дорогих моделях, а «Зенит-Е» предполагался как аппарат вполне умеренной стоимости, конструкторы решили оснастить его простым экспонометром с селеновым фотоэлементом. Конечно, его чувствительность была невелика, и он мог работать только на открытом пространстве вне помещения, но всё же позволял определять объективные данные для съёмки, что было особенно важно для неопытных фотолюбителей.
Несколько слов о названии. В разных источниках оно трактуется по-разному. Иногда утверждается, что «Е» появилось как начало фамилии директора завода – Егорова, при котором начался выпуск этого аппарата. Но на самом деле она означает наличие экспонометра (Еxponometr в англ. транскрипции).
Объектив и затвор
Предполагалось, что «Зенит-Е» будет комплектоваться исключительно светосильным объективом «Гелиос-44» (о нём уже рассказывалось в очерке о фотоаппарате «Старт») – для него была сконструирована и специальная оправа с предустановкой диафрагмы.
Но мощностей для производства «Гелиоса-44» не хватало, и его устанавливали, прежде всего, на камеры, которые отправляли на экспорт, а на отечественном рынке первые серии фотоаппаратов «Зенит-Е» оснащались объективом «Индустар-50», который ранее ставился на зеркалки «Зенит-3М».
Он, конечно, не обладал светосилой «Гелиоса», но давал превосходное качество изображения и был вполне пригоден для работы в большинстве случаев. Для новых «Зенитов» его выпускали в модернизированной оправе.
Затвор – простой и надежный. «Зенит-Е» сохранил автоспуск, прежним осталось и количество возможных скоростей затвора: 1/30, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 и «В» (от руки). Учитывая, что в большинстве случаев съёмка производилась на воздухе, причём в основном на плёнку, 65 ед. ГОСТ этого набора было вполне достаточно.
Между прочим, многие не знают, что работа автоспуска в режиме «В» позволяла производить съёмку с выдержкой около 1 сек. Спусковая кнопка выполнена с фиксацией, поэтому стало возможным снимать и с выдержкой намного более длительной – минуты и даже часы. Именно так автором были сделаны снимки кометы 1997 года с длиннофокусным объективом МТО-500 при экспозиции 8 мин.
Мировое признание
Успех «Зенита-Е» был просто удивительным! Очень скоро он стал воистину грандом фотоиндустрии – самым массовым, самым популярным, самым любимым всеми советскими фотолюбителями аппаратом. Популярность «Зенит-Е» обрел также и за рубежом, в том числе в США, в Канаде и в Западной Европе. В немалой мере этому способствовало то, что для крепления сменных объективов был использован международный стандарт – резьба размера М42х1 вместо советского стандарта 39х1 мм. В 1964 году в журнале «Today» английский журналист Дж. Бакстон писал: «Недавно я испробовал несколько последних русских камер и могу честно объявить, что это превосходная продукция. «Зенит-Е» гармоничен, прост и надёжен, в нём нет ничего лишнего, но имеющихся возможностей достаточно в большинстве случаев. Я познакомился со всем набором его русских объективов… и особенное впечатление произвела на меня компактность телеобъективов… Русская продукция сделана аккуратно, очень удобна, исключительно хорошо сконструирована».
Фотоаппарат для миллионов
Фотоаппарат выпускался с 1965-го по 1988 год. Суммарный же выпуск с учетом родственных моделей «Зенит-ЕМ» и «Зенит-ЕТ» составил более 12 миллионов (!) штук. Разумеется, эта фотокамера не была профессиональной, и сравнивать её с высококлассными «Никонами» и «Кэнонами» не имеет смысла. Но она была доступна миллионам фотолюбителей и часто была буквально членом семьи, создавая летопись событий и времён. «Зенит-Е» приобщил к фотомастерству сотни будущих фоторепортёров и многих фотохудожников. Воздадим за это благодарность и уважение его создателям!
Кстати,
в 1970-1980-е годы существовали жесткие ограничения на вывоз за рубеж валюты. На полсотни баксов особо не погуляешь, поэтому наши туристы брали с собой для «чейнджа» разные советские промтовары, в том числе знаменитый «Зенит-Е». Их «с руками» расхватывали по $ 15-20 за штуку (официально он стоил около ста долларов). Особым спросом пользовались модели, укомплектованные объективом «Гелиос-44».
{{commentsCount}}
Комментариев нет