День республики № 110 от 28.09.2023

Как привить жажду серьезного труда

В субботу в стране прошла Всероссийская акция «Педагогический диктант»

4 октября в 16:03
1 просмотр
Педагогический диктант пишут на площадке СОШ №11 им. Н. Ш. Семенова с. Учкекен
Педагогический диктант пишут на площадке СОШ №11 им. Н. Ш. Семенова с. Учкекен

Акция в этом году была приурочена к 200-летию со дня рождения великого российского педагога Константина Ушинского. У нас в республике акция проходила на базе 15 муниципальных площадок. Более 600 участников прослушали отрывок из произведения классика педагогической науки и, используя свой профессиональный опыт, изложили свое мнение относительно поставленных Ушинским вопросов.

В акции принимали участие учителя, воспитатели, студенты педагогического колледжа и ученики психолого-педагогических классов. Кроме того, на площадки пригласили почетных гостей, которым также дали возможность высказаться по обсуждаемым проблемам.

Нам посчастливилось побывать в Карачаево-Черкесском педагогическом колледже, где была организована одна из площадок акции. Как только был зачитан фрагмент, публика, участвующая в акции, оживилась: кто-то сказал, что идеи Ушинского давно устарели, кто-то возразил, что они актуальны, как никогда. В общем, стало ясно, что слова Ушинского задели педагогов за живое и работа над эссе скучной точно не будет.

Своими впечатлениями они охотно делились после завершения диктанта.

– Для современного человека не секрет, что невозможно построить успешное будущее без опоры на прошлое, – отметила методист педколледжа, преподаватель психолого-педагогических дисциплин Амина Кишева. – В современной педагогике очень много идей, которые базируются на идеях великих педагогов, таких как Антон Макаренко, Константин Ушинский, и многих других. Несмотря на давность, эти идеи актуальны в наше время. Неслучайно были выбраны именно такая тема диктанта и сам фрагмент. Именно в этом году многое делается для того, чтобы возрождать уважение к труду у ребят. Задания диктанта были достаточно интересные, все разного формата, творческие и требующие определенного подхода. Педагогу пригодилось не только умение рассуждать с опорой на текст, но и опыт, знания и навыки практической педагогической деятельности.

Диктант вызвал самую живую реакцию и у студентов, принимавших участие в диктанте.

– Так как я не являюсь еще практикующим педагогом, самым сложным для меня было задание, в котором нужно было рассказать о методах и приемах, которые используют учителя на своих занятиях, – рассказала студентка 4 «Б» курса Ангелина Колесникова. – При этом мне понравилось задание, где нужно связать проблемы, поднятые Константином Ушинским еще в XIX веке, с современностью. Мне показалось, что проблемы, отраженные в тексте, очень актуальны и на сегодняшний день.

Священник Никольского собора Александр Гурин, также принявший участие в диктанте, отметил важность подобных акций, поскольку они приобщают педагогов к наследию классиков.

– Обсуждаемый отрывок из работы Константина Дмитриевича, – отметил священник, – напоминает о важности совмещения образовательного и воспитательного процесса и необходимости возвращения важных педагогических наработок, сделанных еще в российской дореволюционной и советской школе, когда педагог был и учитель, и воспитатель, и наставник, и отец, и мать. Сейчас стоит задача воспитать здоровое, правильное поколение, которое умеет мыслить, рассуждать, делать правильные выводы. И темы, на которые педагогам предложили порассуждать, очень важные и нужные: как приучить ребенка к созидательному труду и полезному отдыху, как организовать урок, чтобы сохранить внимание класса. Думаю, все эти вопросы близки любому, кто работает в школе, и в своих эссе учителя поделились действительно интересными мыслями и наблюдениями.

Вопрос о возрождении отечественных педагогических традиций, озвученный отцом Александром, на самом деле еще молодым человеком, получавшим образование уже в постсоветский период, более чем важен. Удивительно, но ведь только недавно заговорили о необходимости трудового воспитания.

Нельзя не радоваться повсеместному открытию «кванториумов», «точек роста», развивающих центров, открывающих удивительные возможности перед современной детворой. Однако уверен, что ученикам XXI века, помимо занятий кибернетикой, совсем не помешают и старые добрые упражнения с ножовкой и молотком. Да и будем честными до конца. Мало закупить дорогостоящее оборудование. Чтобы был результат, нужен УЧИТЕЛЬ. Никуда без него не деться. Иначе так и будет стоять все это кибернетическое великолепие, покрытое тремя тряпочками в закрытом на три замка классе, потому как дети – они такие, они и поломать могут, а за робота деньги плочены и немалые.

Модно говорить, что у нас выросло общество потребителей. А какое общество должно еще вырасти, если была полностью изменена система российского образования, фундаментальные ее принципы? Из классической триединой задачи, включающей обучение, развитие и воспитание, которую вдалбливали в головы студентов с первого курса педучилища и пединститута, воспитание было беспощадно изъято. Дескать, воспитывать – это дело сугубо семейное. Вслед за воспитанием из школы были выкинуты все слесарное, столярное оборудование, швейные машинки и печки, которые использовались на уроках труда. Все это великолепие заменили конспекты из учебников. Это могло только в бредовом сне присниться: учить работе с ножовкой без ножовки, по картинкам в учебнике. Кстати говоря, в свое время у нас и учебников-то по труду не было. Зато были верстаки, станки, тиски, ножовки-киянки всякие. И работу важную делали: указки, кольца для гардин, совки разные. И никто не жаловался на эксплуатацию детского труда, когда дежурные после уроков драили полы в классе и мыли доску. Драили и мыли все на общем основании, без скидок на социальное происхождение и место работы родителей. А какие пироженки девчонки нам выпекали, объедение! И профориентационных бесед, кстати, не было. Зато была производственная практика: на заводском конвейере, в фотомастерской, вычислительном центре. Да-да, в конце 80-х мы были свидетелями начала компьютеризации страны вообще и нашего региона в частности. И ребята целый день помогали компьютерщикам, создававшим программы для начисления зарплаты для педагогов тогда еще Карачаево-Черкесской автономной области. Куда только потом не разбросала жизнь моих одноклассников, кто-то стал банкиром, кто-то большим чиновником, кто-то успешным бизнесменом, но не знаю никого, кто бы сказал, что ему не пошли впрок те самые уроки труда и работа на производстве. Ибо, не потрудившись, никогда не сможешь научиться ценить ни свой, ни чужой труд, не научишься уважать человека труда, который, может, и не стал «большим человеком», но без которого вода из крана не течет, лампочка не горит, батарея не греет. Да и вообще вряд ли из бездельника вырастет что-то путное, примеров не счесть.

Так что прав, прав был старик Ушинский, когда говорил: «Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство».

Справка

Акция проводилась по всей стране, на сотнях площадок, в числе которых педагогические вузы и колледжи, школы и исторические парки «Россия – Моя история». Работы участников будут проверяться экспертами с 25 сентября по 22 октября 2023 года. Лучшие участники будут объявлены победителями и награждены специальными дипломами. Все участники Педагогического диктанта получили специальные сертификаты.

Евгений КРАТОВ
Поделиться
в соцсетях
акция акция "Педагогический диктант" Александр Гурин Амина Кишева воспитательная деятельность воспитательная работа всероссийская акция Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова Константин Ушинский КЧР Никольский собор образование общеобразовательные учреждения педагоги педагогическая деятельность педагогические работники преподаватель психолого-педагогические классы психолого-педагогический класс Ракурс священник среднепрофессиональные образовательные организации студенты трудовое воспитание