Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 6, ч. 7, ч. 8, ч. 9, ч. 10, ч.11, ч. 12, ч. 13, ч. 14, ч 15.
Объективная оптика
В предыдущих очерках рассказывалось об истории создания отечественных фотоаппаратов, а также рассматривались их конструктивные особенности и технические характеристики. Очевидно, что качество изображения на фотографиях определяется, прежде всего, объективом, который строит его в фокальной плоскости – на фотоплёнке, фотопластинке или на электронной матрице.
Центры оптической индустрии
В СССР была развитая оптико-механическая промышленность, которая выпускала оптические изделия практически всех видов, в том числе и объективы для фотоаппаратов. Создание фотооптики требовало серьёзной научно-исследовательской базы, и она была создана уже в 1920-е годы. Ведущей организацией стал Государственный оптический институт (ГОИ) им. Вавилова в Ленинграде. Результаты его работы использовались многими КБ и заводами – комбинатом ФЭД в Харькове, КМЗ в Красногорске, ГОМЗ/ЛОМО в Ленинграде. В послевоенные годы к этим уже известным предприятиям прибавились заводы в Казани, Вологде и в Вилейке (Белоруссия). Известность в области фотооптики обрёл и Лыткаринский завод оптического стекла (ЛЗОС), который изначально выпускал зеркала для зенитных прожекторов, а в 60-е годы создал самое крупное в мире стеклянное изделие: шестиметровое 42-тонное оптическое вогнутое зеркало – объектив для телескопа.
Что касается ГОИ, то его специалисты принимали участие в разработке очень многих оптических приборов и устройств – и для военных, и для гражданских нужд, в том числе и объективов для фотокамер. Даже перечисление всех типов и моделей фотообъективов в объёме одного очерка вряд ли возможно – на сегодняшний день их созданы многие сотни! Обратим внимание лишь на самые известные и сыгравшие важную роль в развитии фотографии в нашей стране.
Линейка ФЭД
Потребность в дополнительных объективах для фотокамер возникла с началом производства аппаратов ФЭД. Тогда в армейской разведке применялся объектив ФЭД-36 с f=100 мм. Правда, его разрешение оставляло желать лучшего, но некоторый круг задач он выполнял вполне удовлетворительно.
На ФЭДе выпускался и широкоугольник ФЭД-35 с f=28 мм, но оба этих образца выходили мелкими партиями, а то и поштучно, поэтому о широком их применении говорить не приходится. Настоящий взлёт производства сменной оптики для фотокамер произошёл после 1946 года, когда СССР получил из Германии в качестве репараций документацию и технологическое оборудование для изготовления оптики. Промышленность приступила к освоению в производстве многих образцов, в их числе была и линейка фотообъективов.
«Дети» Карла Цейсса
Прежде всего, началось производство основного (штатного) объектива для дальномерных камер на базе объектива Carl Zeiss Sonnar 1:2/f=50 мм. У нас он получил название «Юпитер-8», и, как только им стали оснащать фотоаппараты «Зоркий-2» и все последующие его модификации, он стал едва ли не самым желанным и у профессионалов, и у любителей. Причиной популярности стали его высокие характеристики: большая светосила и хорошая резкость (30 лин./мм) в сочетании с живым и пластичным рисунком. «Юпитер-8» устанавливали и на фотоаппараты «Киев» и «Ленинград», он вполне подходил для работы с ФЭДом и, конечно, превосходил по качеству штатный «ФЭД-Индустар».
Семейство «Юпитеров» вскоре пополнилось ещё несколькими моделями.
«Юпитер-9» – светосильный «портретный» объектив с увеличенным фокусом: 1:2/f=85 мм, прообразом которого стал аналогичный немецкий Sonnar 85 мм. Кстати, первые выпуски советской копии шли под наименованием ЗК-85 – «Зоннар Красногорский 85 мм», он производился в нескольких вариантах – как для дальномерок, так и для зеркальных аппаратов.
«Юпитер-11: 1:4/f=135 мм – длиннофокусный объектив, в конструкции которого используется та же, но удлинённая схема Sonnar.
Ещё один «Юпитер-12» – потомок цейссовского объектива Biogon 1:2,8/f=35 мм, с углом поля зрения 63 градуса. На КМЗ производство этих объективов началось в 1947 году на основе оптических блоков, поставляемых из Германии. Но с 1952 года объектив стал комплектоваться линзами, уже полностью изготовленными в Красногорске. Одна из особенностей этого объектива – выступающий глубоко внутрь камеры задний линзоблок, поэтому применять его можно только с дальномерными аппаратами, так как в «зеркалках» он мешает движению зеркала.
Надо заметить, что освоение производства копий зарубежной оптики – весьма непростое дело, это совсем не воспроизведение по чертежу геометрической формы предмета. Для производства объективов нужно научиться делать оптическое стекло со строго определёнными физическими параметрами – плотностью, прозрачностью и показателем преломления света, причём стабильными от партии к партии. Для этого необходимо найти запасы подходящего исходного материала – кварцевого песка (который в нашей стране оказался даже более качественным, чем в Европе), а это уже – работа геологов. И, наконец, необходимо пересчитать геометрические параметры отдельных линз и объектива в целом под полученные сорта стёкол… Другими словами, фактически речь идёт о создании нового объектива, хотя и той же оптической схемы. Наши учёные, конструкторы и технологи блестяще справились с этой задачей. И не только с этой. Параллельно они создавали полностью отечественные изделия мирового уровня.
Миру – «Мир»
Так, в 1954 году появился широкоугольный объектив «Мир-1», который был полностью отечественной разработкой. Его характеристики получились настолько высокими, что в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе «Мир-1» получил высшую награду – Гран-при. В честь этого события на большинстве этих объективов ранних выпусков красуется надпись «GRAND PRIX» Brussel 1958. Заметим, что он был лишь одним из целой группы советских объективов, удостоенных этой награды. Этой чести удостоились отечественные объективы «Руссар МР-2» (1:5,6/f=20 мм), «Таир-3» (1:4.5/f=300 мм), «Таир-11» (1:2,8/f=135 мм).
Легендарный «Индустар»
Продолжалась работа и над наиболее востребованными – штатными объективами для массовых фотокамер. Изначально основным образцом для аппаратов «Зоркий» и «Зенит» были 4-линзовые «Индустар-22» – недорогие объективы со средним по качеству разрешением (32 лин./мм). Позже, когда стали применяться линзы из более качественного стекла, их геометрия с учётом этого была пересчитана и созданы новые, более удобные оправы. В новом исполнении объектив получил название «Индустар-50», его разрешение выросло до 38 лин./мм, и он успешно применялся как на дальномерных аппаратах, так и на зеркальных «Зенитах». Причём по разрешению он даже превосходил более дорогой «Юпитер-8» хотя намного уступал последнему в светосиле. Но настоящим шедевром стал разработанный в 70-е годы «Индустар-61», в котором применялись линзы из стекла с добавками лантана – редкоземельного элемента, способствующего повышению прозрачности и равномерной плотности оптического стекла. Разрешение этого объектива достигло 44 лин./мм! При этом он был почти столь же недорог, как и прежние «Индустары», и поэтому всегда был востребован как для дальномерных, так и для зеркальных фотокамер. Им оснащались практически все последние модели завода ФЭД.
В последние десятилетия ассортимент изделий оптико-механических заводов значительно увеличился, немалая часть их продукции идёт на экспорт. Это свидетельствует о высоком качестве и совершенстве российской оптики, в том числе не только для самых различных типов фотокамер, но и для телевидения, научно-исследовательской аппаратуры, космических аппаратов и многого другого.
Уважаемый читатель! Этот очерк завершает нашу серию публикаций об отечественной фототехнике. Ограниченные возможности газетного формата не позволяют упомянуть обо всех её изделиях, созданных в нашей стране. В опубликованных очерках рассказано лишь о наиболее известных, этапных моделях фотокамер и объективов, которые оставили след в истории техники, стали известны в мире, и тех, которые вошли в жизнь многих наших сограждан.
Справка
Просветление оптики – технология обработки поверхности линз, призм и других оптических деталей для снижения отражения света от оптических поверхностей, граничащих с воздухом. В основном применяются интерференционные просветляющие покрытия оптических поверхностей. В таких покрытиях на оптические поверхности наносится один или несколько слоёв тонкой плёнки, соизмеримой по толщине с длиной световых волн. Показатель преломления этих слоёв отличается от показателя преломления материала оптической детали. Должным подбором толщины покрытия и их показателей преломления удаётся снизить коэффициент отражения практически до нуля для одной или нескольких, в случае многослойных покрытий, длин волн света.
{{commentsCount}}
Комментариев нет