День республики № 113 от 05.10.2023

Народный учитель

Так называют Курманбия Исхаковича Абазалиева его ученики и коллеги

11 октября в 10:00
4 просмотра
Курманбий Абазалиев - представитель довоенного поколения
Курманбий Абазалиев – представитель довоенного поколения

Накануне Дня учителя чувства долга и благодарности моим учителям по жизни заставили меня взяться за перо. Сегодня я хочу рассказать о человеке, который сыграл очень важную роль в становлении многих учеников, первому поколению из которых сейчас уже далеко за 60 лет. Курманбий Исхакович Абазалиев – представитель предвоенного поколения, перенесший все тяготы депортации карачаевского народа, но сохранивший лучшие человеческие качества, посвятивший себя труднейшей профессии – учительству.

Моя память сохранила самые яркие отрывки из моей школьной поры, которая пришлась на 60-е годы прошлого века. Для нас, крестьянских детей села Пристань, появление в школе красивого, статного, молодого учителя русского языка и литературы было и интригующим, и пугающим событием. Кто знает, какими методами наказания для нерадивых учеников он овладел в педагогическом институте?! Однажды, помнится, одна начинающая учительница, приехавшая из города, в наказание опоздавшей к началу урока ученице и в назидание другим ученикам не разрешила ей сесть за парту, заставив стоять у двери, пока у опоздавшей не случился обморок… По нынешним временам этот случай мог бы быть расценен как жестокое обращение с детьми.

Суровы были школьные времена в годы советской власти. Но наш учитель, Курманбий Исхакович, оказался на редкость одаренным и внешней физической, и внутренней душевной красотой, ораторским искусством, певческим талантом, с завидными знаниями русского языка и литературы, широчайшим кругозором, отменным чувством юмора, знаниями детской психологии, которых так часто не хватает современным учителям.

Каким-то образом Курманбий Исхакович узрел во мне некие задатки толкового ученика, то ли потому, что мы родственники, то ли я где-то что-то умное произнёс. Во время внеклассных занятий он задавал, на первый взгляд, простые вопросы, но с глубоким смыслом, которые заставляли думать. Помнится, как-то он спросил: «Какие глаза вам нравятся?» Хор ответов учеников, любящих всю палитру цветов радужной оболочки глаз (от черных до зеленых), почему-то не произвел на него впечатления. А поскольку мне всегда нравились умные, задумчивые глаза, я об этом и поведал учителю. По всей видимости, наши мнения по поводу «красоты глаз» совпали – это отразилось на его добром лице. А я получил очередной урок и порцию самоуважения.

Учился я с удовольствием: после изнурительных сельских будней: сенокоса, прополки и окучивания картошки, ухода за скотом – учеба в школе была приятным и долгожданным занятием. К окончанию восьмилетки, в 1970 году, мой учитель подарил мне записную книжку с надписью «Ученику, подающему надежды», дав поручение «показать книжку, заполненную, 13 июня 1975 года». Смыслом поручения и «домашнего задания» было регулярное чтение художественной литературы и заполнение книжки крылатыми выражениями и мудрыми мыслями из прочитанных произведений.

Что и говорить, очень хорошее поручение. И поначалу я исправно его выполнял, но последующие студенческие будни, увы, незаметно прервали интенсивное чтение художественной литературы, но не литературы вообще, в том числе научной. И в этом тоже заслуга моего учителя, который научил нас учиться!

Даже в период моей учебы в медицинском институте мой учитель всемерно поддерживал меня, интересовался моими скромными успехами, что в итоге давало стимул для моего дальнейшего развития. Зерна учительской мудрости, которые были посеяны в моё сознание, даром не прошли. В 80-е годы и позднее в литературных журналах стали печататься ранее запрещенные произведения великих советских писателей. Литературные журналы: «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя» – стали доступными для подписки и чтения, и у меня появилась реальная возможность солидно пополнить свои знания современной литературы. Именно такие знания и формируют мировоззрение и самосознание будущего гражданина, за что я и благодарен Курманбию Исхаковичу.

При входе в нашу сельскую школу висел (на всю высоту стены) лозунг (по-нынешнему баннер) с текстом: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам. К. Маркс». И теперь уже я пытаюсь донести глубокий смысл и значение этого лозунга до сознания сегодняшних студентов юридического института, где мне доверено преподавать некоторые дисциплины. А мой любимый учитель, друг и брат и сегодня, уже давно находясь на заслуженном отдыхе, помогает мне советами, наставлениями, остается мудрым собеседником и единомышленником.

Среди его бывших учеников (а за долгие годы своей педагогической деятельности он поработал и в селе Пристань, и в селе Николаевском) есть работники сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, механики, ветеринары), образования, представители духовенства, медицинские работники, работники правоохранительных органов, артисты, журналисты, политики, а также представители других нужных и важных профессий. И все они гордятся своим учителем, который не только давал нам знания, но и учил жизни, учил быть людьми.

Досье

Курманбий Исхакович Абазалиев родился 20 августа 1939 года в а. Верхняя Мара Карачаевской автономной области. В возрасте 4 лет Курманбий остался без отца, который погиб в 1943 г. под Ржевом. По окончании средней школы Курманбий Исхакович окончил филологический факультет Карачаево-Черкесского пединститута. С 1963 по 1967 год работал завучем восьмилетней школы в с. Пристань, с 1967 по 1980 год – директором этой школы. С 1980 по 2013 год работал в Николаевской средней школе. В 1989 году отмечен званием «Отличник народного просвещения РСФСР», в 2009 году получил звание «Заслуженный учитель КЧР».

Аскер БАБОЕВ
заслуженный врач КЧР
Поделиться
в соцсетях
Аскер Бабоев биография воспоминания День учителя заслуженный врач КЧР заслуженный учитель КЧР из почты редакции Курманбий Абазалиев люди педагоги педагогическая деятельность педагогические работники судьба человека учитель русского языка и литературы учителя человек и его дело