Баталпашинские чтения вышли на новый уровень
В Черкесске под эгидой Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У. Д. Алиева, архиерейского подворья собора святителя Николая Чудотворца и храма Покрова Пресвятой Богородицы 6-7 октября проходила Всероссийская научно-практическая конференция «IV Баталпашинские чтения».
Торжественное открытие
В работе конференции, приуроченной к 180-летнему юбилею храма Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска и 135-летию образования Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, принимали участие учёные из Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Дагестана, Северной Осетии, Ростова-на-Дону, Волгограда, педагогические работники и студенты.
Участников форума приветствовали министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Мурат Есенеев, председатель Общественной палаты КЧР Елена Ляшова, директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Ахмед Шаков, депутат Думы Черкесска Игорь Михайлов. Было отмечено, что, начавшись с формата региональной краеведческой конференции, Баталпашинские чтения очень быстро превратились в масштабное научное мероприятие всероссийского уровня. Важно, что чтения являются результатом плодотворного сотрудничества религиозных, научных, общественных и образовательных объединений. Именно такой подход позволяет не только озвучить результаты научных изысканий, сделать их известными в ученом мире, но и напрямую транслировать их в образовательный процесс.
Темы, представленные на конференции, касались истории и культуры казачества России, много внимания было уделено соприкосновению культур горцев Северного Кавказа и казаков, подробно и вдумчиво анализировалась история соседства. Многие доклады касались истории и современного положения православия на Кавказе.
Церковная история
Большой интерес у собравшихся вызвал доклад благочинного Северного Карачаево-Черкесского округа, доцента кафедры церковной истории Ставропольской духовной семинарии отца Александра Нартова.
Оно было посвящено открытию первой церкви в станице Баталпашинской. Результаты исследования опубликованы в отдельной книге (см. «ДР» от 5 октября 2023 года).
История казачества
Профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета Олег Ратушняк в своем докладе, также вызвавшем большой интерес ученых, рассказал о сложном процессе образования казачьего зарубежья, отметив, что казачье зарубежье было сформировано в результате поражения белого движения в гражданском противостоянии 1917-1922 гг. и непримиримого отношения части казачества к советской власти. За рубежом большинство казаков устраивались на работы на рудниках, шахтах, строительстве дорог, мостов, линий электропередач и в сфере сельского хозяйства. Постепенно часть казачества подверглась ассимиляции. Почти 90% казаков-эмигрантов были холостые мужчины. Женившись на уроженках государств пребывания, они оседали за рубежом, постепенно вливаясь в принявшее их сообщество. Русская Православная Церковь за рубежом способствовала сохранению национальной идентичности казачества, а также облегчала адаптацию казаков к жизни за границей. Важным фактором, способствовавшим адаптации, была специфическая форма организации казачьих войск. Именно поэтому казаки, пусть и в несколько измененной форме, старались сохранить войсковые казачьи традиции и структуры. Атаманы и войсковая организация стали своеобразным связующим центром казаков-эмигрантов.
Нам поможет атлас
Анатолий Авраменко, независимый исследователь из Краснодара, в своем выступлении отметил, что в Российской Федерации многие республики, края и области имеют свои региональные атласы, своеобразные «визитные карточки» региона, наряду с гербом, флагом и гимном. Невозможно переоценить также значение атласов для формирования представлений о своей малой родине у школьников – они найдут здесь данные о природных богатствах и экономических ресурсах, об историческом прошлом и культурном наследии, о местах жизни и деятельности выдающихся людей, об административной структуре региона и туристических объектах. Такой ценнейший справочник будут не только изучать в школе, но и хранить в каждой семье.
Но в КЧР такого издания нет. Конечно, финансовые ресурсы у республик, краёв и областей разные, но при современных технических условиях найти оптимальное решение вполне возможно. Новый комплексный атлас КЧР, несомненно, следует разрабатывать с учётом накопленного опыта. В любом случае, здесь должны быть разделы: природа и ресурсы, население: демография и этнический состав, экономика, социальная жизнь, экология и рекреационные ресурсы, культура и национальное наследие, история (включая археологическую карту), туристические маршруты и сервис, карты отдельных районов (комплексные), планы Черкесска и Карачаевска. При возможности атлас можно дополнить иной справочной информацией, в том числе краткими комментариями к каждой карте.
С чего начинается Родина
Мадина Салпагарова, учитель высшей категории гимназии № 9 Черкесска, отметила, что формирование у школьников ориентиров для гражданской самоидентификации невозможно без глубокого изучения культуры народов России, что будет способствовать формированию у учащихся осознания, что все народы России являются единым целым. В контексте обновленного ФГОС цель изучения истории в современной школе – формирование личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества, активно и творчески применяющего исторические знания. Преподавание истории с использованием регионального компонента предполагает как минимум три уровня познавательной работы. Во-первых, учащиеся должны получить набор «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учителя и из учебников. Во-вторых, они должны приобрести навыки самостоятельного приобретения знаний. В-третьих, учащихся необходимо приучать к углубленному научному поиску, в котором ученики фактически выступают в роли «юных ученых-исследователей».
При планировании изучения регионального компонента наиболее эффективным является выделение специальных уроков для изучения местного материала, а также использование местного материала на уроках общероссийской истории. Важно при изучении истории нашей страны не только не потерять, но и сохранить у учащихся интерес к истории своего родного края. Для этого целесообразно включать в информационно-проектную деятельность следующие темы: «Историческая справка о Карачаево-Черкесской Республике»; «Традиции и обычаи народов КЧР»; «Кавказская туземная конная дивизия»; «Памятники культуры КЧР»; «Герои Великой Отечественной войны»; «Юные герои КЧР в годы Великой Отечественной войны», «Герои афганской войны 1979-1989 гг.».
Впечатления
Мы побеседовали с ведущими учеными, приехавшими на форум в Черкесск.
Сергей Малахов, старший научный сотрудник Института истории и археологии Республики Северная Осетия – Алания, подчеркнул, что Баталпашинские чтения набирают обороты, становятся одним из центральных мест по обмену научной информацией по региональной историко-церковной тематике, а рост количества участников говорит о том, что плотность исторических исследований растет.
Анатолий Авраменко рассказал, что год назад Баталпашинские чтения оказались для него на редкость продуктивными: «Проект, который я озвучил на конференции, оказался востребованным, в результате появилась новая книга – «Погром Батал-Паши». Мы с отцом Александром Гуриным проехали сейчас по всем ключевым точкам сражения и даже наметили туристический маршрут по этим местам. Надеюсь, что мое предложение издать краеведческий и исторический атласы Карачаево-Черкесии также будет результативным».
Позитивно оценил конференцию и заведующий сектором природы и археологии Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. «Я считаю, – отметил Сергей Николаевич, – что Баталпашинские чтения – это особое явление, которое сложилось в последние годы в сфере взаимодействия между учеными и Русской Православной Церковью. Чтения весьма солидны по составу и уровню участников, а это говорит о том, что Баталпашинские чтения переросли региональный формат и вышли на новый, более высокий уровень».
{{commentsCount}}
Комментариев нет