Не опуская высокой планки
В Карачаево-Черкесии Султан Айбазов больше известен как архитектор. Но в последние годы он все увереннее заявляет о себе на литературной ниве нашей республики.
Выпускник Московского архитектурного института (МАРХИ), сразу по окончании вуза Султан Айбазов стал работать по специальности – сначала главным архитектором Прикубанского района, затем Усть-Джегутинского, потом был назначен главным архитектором КЧР, заместителем министра Министерства архитектуры, строительства, ЖКХ и дорожного строительства.
Он разрабатывал и реализовывал программы по развитию архитектуры и градостроительства КЧР, организовывал участие экспозиций республики как на зональных, так и международных выставках. Например, на Международных фестивалях архитектуры «Зодчество 2006», «Зодчество 2007», «Зодчество 2010» (Москва), на I фестивале Северо-Кавказского архитектурного общества-2011 (Пятигорск) и т. д.
Султан Юсуфович является автором более 50 объектов – мечетей, гостиниц, многоэтажных жилых домов, общественных зданий как на территории республики, так и за её пределами. Его авторские работы выставлялись на республиканских, зональных, международных выставках.
Султан Айбазов – автор проектов «Музей депортации карачаевского народа 1943-57 гг.», за который в 2011 году был удостоен медали имени братьев Бернардацци. А за памятник жертвам депортации карачаевского народа 1943-1957 годов на XIV Международном фестивале «Зодчество-2006» он получил Золотой диплом. За этот же объект он был номинирован в 2007 году на мировую премию принца Ага-Хана в области архитектуры.
В этой сфере наград и званий у него множество: заслуженный архитектор КЧР, почётный архитектор России, лауреат премии «Кентавр» СА России и др.
В 2013 году Султан Юсуфович вышел на пенсию, но любимую работу не бросил. С 2017 года по настоящее время он возглавляет организацию «Персональная творческая мастерская № 8», занимаясь разработкой проектной документации по объектам социально-культурного, жилищного и производственного назначения.
А при чём тут писательство, спросите вы? По признанию Айбазова, литература, сочинительство и рисование были его любимыми занятиями с детства, еще когда он учился в школе аула Новая Джегута. Его первый рассказ был напечатан в карачаевской газете, когда парню было 16 лет.
Обучаясь в МАРХИ, он продолжал заниматься литературой, благо друзья: Махмуд Кубанов, Назир Хубиев, балкарец Магомет Мокаев – учились в Литературном институте. По признанию Султана Юсуфовича, литературный вуз он посещал даже чаще, чем свой архитектурный, благо на лекциях мастеров слова перекличку никто не проводил.
К тому же перед глазами были другие замечательные примеры. МАРХИ окончил знаменитый и обласканный поэт Андрей Вознесенский, а ещё раньше – знаменитый режиссёр Георгий Данелия…
Такие вдохновляющие примеры перед глазами, учёба практически в двух престижнейших столичных вузах, постоянное пребывание в творческой среде, будь то высокая архитектура или высокая словесность, сыграли огромную роль в нравственном становлении молодого человека.
Айбазов активно писал рассказы, новеллы, печатался в областной газете, в коллективных сборниках «Излем», «Махар», «Минги-Тау» и др.
В 2006 году у Султана Айбазова вышел первый сборник прозы на карачаевском языке – «Акъ къаяла» (Белые скалы), а 2017 году – второй сборник, «Гулоч таякъ» (Посох). На днях вышла в свет новая книга Султана Юсуфовича. Книга «Къара атлы» (Всадник на чёрном коне) стала третьей на счету члена Союза писателей России Айбазова. Сейчас автор готовит к печати роман «Таулагъа узакъ джол» (Долгая дорога в горы), а также «Белые скалы» на русском языке. Также готовится к печати книга прозы «Мииик таула» (Высокие горы).
Его произведения – о родном карачаевском народе, о перенесённых им страданиях в годы депортации, о простых сельских жителях, о детях, о животных… Султан Айбазов не витийствует в своих повествованиях – он без надрыва и пафоса показывает жизнь простого человека в разных ситуациях, которые подбрасывает ему жизнь.
Одновременно с архитектурной и писательской работой Султан Юсуфович в настоящее время возглавляет карачаевскую секцию Карачаево-Черкесского регионального отделения Союза писателей Российской Федерации. Задачи, стоящие перед карачаевской литературой, он понимает отчётливо. Впрочем, те же задачи стоят сейчас перед каждой из литератур региона. И каждой из литератур нужны новые имена, новые горизонты. Но главным делом Солтана остается архитектурное творчество. Творческой занятости и нагрузок ему во всех смыслах слова хватает.
Однажды задав себе высокую планку, Айбазов не собирается её опускать – ни в работе, ни в творчестве, ни в жизни. Ведь он перфекционист.
{{commentsCount}}
Комментариев нет