Твердое «нет» незаконной рекламе
Чтобы привлечь внимание потребителей, некоторые компании прибегают к нечестным приемам
На заседании Экспертного совета в УФАС РФ по КЧР обсудили деятельность управления в рамках осуществления контроля рекламного законодательства, правовые аспекты размещения интернет-рекламы, а также вопросы реализации информационной антимонопольной политики ведомства.
Без компромиссов
Реклама давно стала неотъемлемой частью нашей жизни, воздействуя на наше сознание как непосредственно, так и подспудно, но далеко не всегда во благо. Некоторые компании-рекламодатели, чтобы получить максимальную прибыль, приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, расхваливают запрещенный товар под видом разрешенного и т. д. На языке закона это называется недобросовестной рекламой.
В начале заседания заместитель отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Марат Байрамуков осветил деятельность управления в рамках осуществления контроля в рекламной сфере. Говоря о выявленных фактах недобросовестной конкуренции, он отметил наиболее частые нарушения. Так, за первое полугодие 2023 года вдвое (по отношению к 2021 году) увеличилось количество дел в сфере медицинской деятельности (44%), финансовых услуг (11,5%), а также по смс-рассылкам (33%). Кроме того, выдано 2 предупреждения по нарушениям в сфере недобросовестной конкуренции, путем распространения незаконной рекламы с некорректными сравнениями.
Также в своей деятельности по борьбе с недобросовестной рекламой управление активно взаимодействует с другими органами контроля. Например, в текущем году было возбуждено 5 дел по обращениям Управления Роскомнадзора по КЧР.
– В ходе проведения плановых систематических наблюдений за эфиром теле- и радиоканалов было обнаружено нарушение части 2 статьи 15 «Закона о рекламе», то есть рекламное вещание радиоканалов осуществлялось с превышением установленной 20% нормы времени в течение суток. По итогам рассмотренных дел были выданы предписания, – сообщил Байрамуков.
Не менее тесно сотрудничает антимонопольная служба и с Банком России в рамках Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Здесь основным направлением является обмен информацией о нарушениях кредитными и страховыми организациями антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Регулярно проводятся совместные мероприятия по обсуждению проблемных вопросов рекламы финансовых услуг.
Новеллы в законе
Актуальные вопросы размещения интернет-рекламы поднял в своем выступлении перед участниками совета заместитель руководителя управления Инус Матакаев. Говоря о полномочиях антимонопольной службы в сфере интернет-рекламы, он особо отметил идентификацию рекламы среди размещенной в интернет-сети информации, контроль за наличием пометки «реклама» и сведений о рекламодателе.
Также Матакаев сообщил, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу нормы КоАП, установившие административную ответственность за нарушение порядка передачи сведений об интернет-рекламе в систему учета и за ее распространение без идентификатора.
– Важно отметить, что в случае поступления заявлений о нарушении рекламного законодательства до определения оператора рекламных данных и, соответственно, до определения лиц, которые присваивают рекламе идентификаторы рекламы, основания для возбуждения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе отсутствуют, – добавил он.
И корысти ради…
Отдельно участники заседания обсудили вопросы правомерности рекламы, распространяемой на территории КЧР. Прежде всего, единодушно было отмечено, что реклама в своей основе – это прежде всего экономическое явление, поэтому всегда необходимо четко понимать, каково ее влияние на субъекты рынка и на участников экономических отношений, ведь воздействует она как на производителей, так и на потребителей товаров и услуг. И поэтому так важно, когда что-либо рекламируют правильно, грамотно и без нарушения закона.
Однако, как показывает практика, примеров незаконной рекламы на самом деле не так уж и мало. И если у кого-то это происходит от незнания или недопонимания, то есть и такие, кто допускает нарушение умышленно, руководствуясь девизом «пусть незаконно, зато прибыльно, если выгорит».
Что и где не так, как надо
И конечно, разговор шел не голословно, а с конкретными примерами. Так, на заправке Лукойла в Черкесске на электронных табло размещена наклейка с надписью «СУГ до 4 руб./литр». Однако при оплате топлива для получения заявленной скидки требуется карта лояльности Лукойла и даже при ее наличии требуется скачать приложение на телефон, где уже будет зарегистрирована электронная карта. Это при том, что в рекламной информации об этом и речи не идет, а ведь не у каждого даже в наше время имеется смартфон, и не все могут скачать данное приложение. Между тем, на основании части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На въезде в аул Эльбурган установлен дорожный знак, над которым висит оранжевый указатель со стрелкой «Ранчо Биберд 13». Да, никаких сведений рекламного характера здесь нет, но нарушение все же имеется. В пункте 3 части 4 статьи 5 «Закона о рекламе» говорится, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения любого вида транспорта и даже визуально не должна их напоминать. А в данном случае реклама выглядит как временный дорожный знак, который в основном располагают на жёлтом или оранжевом фоне.
А вот еще один пример – на фасаде здания одной из социальных аптек в республиканской столице размещены рекламные баннеры «Хаят Медицина Пророка», которые рекламируют лечение ингредиентами, упомянутыми в Коране и сунне Пророка от широкого спектра заболеваний, которые тут же прописаны крупным шрифтом.
По закону право на занятие народной медициной имеют лишь граждане, получившие разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. А в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 38 «О рекламе» реклама методов народной медицины не должна, кроме прочего, создавать впечатление ненужности обращения к врачу и обещать излечение от всех болезней.
Немного о психологии
На заседании Экспертного совета в УФАС по КЧР поговорили и о воздействии навязчивой рекламы на психику человека. Оказывается, нецелевые группы потребителей подвергаются большему воздействию рекламных сюжетов, сомнительных с этической точки зрения, чем представители целевых групп, на которых ориентирована конкретная реклама. Это происходит потому, что основные характеристики рекламы (сюжеты, образы, цвет, шрифт, геометрические фигуры, форма обращения к зрителю) чаще всего воздействуют на ту часть психики, которая в наименьшей степени контролируется сознанием человека.
Представитель целевой группы с достаточно сильной мотивацией, который узнает о товаре или услуге то, что ему необходимо, в известном смысле «прощает» рекламе ее навязчивость и агрессивность. А вот те люди, кому предлагаемый рекламой товар или услуга совершенно не нужны, наоборот, очень часто реагируют именно на характеристики рекламы, а не на ее содержание.
Как видно,
зачастую иные предприниматели в погоне за прибылью забывают вооружиться соответствующими знаниями и зазывают неискушенного потребителя «на живца», некомпетентно рекламируя свои услуги.
{{commentsCount}}
Комментариев нет