День республики № 125 от 02.11.2023

Твердое «нет» незаконной рекламе

Чтобы привлечь внимание потребителей, некоторые компании прибегают к нечестным приемам

3 ноября в 14:56
4 просмотра
В этой рекламе отсутствует информация об условиях скидки на СУГ
В этой рекламе отсутствует информация об условиях скидки на СУГ

На заседании Экспертного совета в УФАС РФ по КЧР обсудили деятельность управления в рамках осуществления контроля рекламного законодательства, правовые аспекты размещения интернет-рекламы, а также вопросы реализации информационной антимонопольной политики ведомства.

Без компромиссов

Реклама давно стала неотъемлемой частью нашей жизни, воздействуя на наше сознание как непосредственно, так и подспудно, но далеко не всегда во благо. Некоторые компании-рекламодатели, чтобы получить максимальную прибыль, приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, расхваливают запрещенный товар под видом разрешенного и т. д. На языке закона это называется недобросовестной рекламой.

В начале заседания заместитель отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Марат Байрамуков осветил деятельность управления в рамках осуществления контроля в рекламной сфере. Говоря о выявленных фактах недобросовестной конкуренции, он отметил наиболее частые нарушения. Так, за первое полугодие 2023 года вдвое (по отношению к 2021 году) увеличилось количество дел в сфере медицинской деятельности (44%), финансовых услуг (11,5%), а также по смс-рассылкам (33%). Кроме того, выдано 2 предупреждения по нарушениям в сфере недобросовестной конкуренции, путем распространения незаконной рекламы с некорректными сравнениями.

Также в своей деятельности по борьбе с недобросовестной рекламой управление активно взаимодействует с другими органами контроля. Например, в текущем году было возбуждено 5 дел по обращениям Управления Роскомнадзора по КЧР.

– В ходе проведения плановых систематических наблюдений за эфиром теле- и радиоканалов было обнаружено нарушение части 2 статьи 15 «Закона о рекламе», то есть рекламное вещание радиоканалов осуществлялось с превышением установленной 20% нормы времени в течение суток. По итогам рассмотренных дел были выданы предписания, – сообщил Байрамуков.

Не менее тесно сотрудничает антимонопольная служба и с Банком России в рамках Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Здесь основным направлением является обмен информацией о нарушениях кредитными и страховыми организациями антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе. Регулярно проводятся совместные мероприятия по обсуждению проблемных вопросов рекламы финансовых услуг.

Новеллы в законе

Актуальные вопросы размещения интернет-рекламы поднял в своем выступлении перед участниками совета заместитель руководителя управления Инус Матакаев. Говоря о полномочиях антимонопольной службы в сфере интернет-рекламы, он особо отметил идентификацию рекламы среди размещенной в интернет-сети информации, контроль за наличием пометки «реклама» и сведений о рекламодателе.

Также Матакаев сообщил, что с 1 сентября 2023 года вступили в силу нормы КоАП, установившие административную ответственность за нарушение порядка передачи сведений об интернет-рекламе в систему учета и за ее распространение без идентификатора.

– Важно отметить, что в случае поступления заявлений о нарушении рекламного законодательства до определения оператора рекламных данных и, соответственно, до определения лиц, которые присваивают рекламе идентификаторы рекламы, основания для возбуждения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе отсутствуют, – добавил он.

И корысти ради…

Отдельно участники заседания обсудили вопросы правомерности рекламы, распространяемой на территории КЧР. Прежде всего, единодушно было отмечено, что реклама в своей основе – это прежде всего экономическое явление, поэтому всегда необходимо четко понимать, каково ее влияние на субъекты рынка и на участников экономических отношений, ведь воздействует она как на производителей, так и на потребителей товаров и услуг. И поэтому так важно, когда что-либо рекламируют правильно, грамотно и без нарушения закона.

Однако, как показывает практика, примеров незаконной рекламы на самом деле не так уж и мало. И если у кого-то это происходит от незнания или недопонимания, то есть и такие, кто допускает нарушение умышленно, руководствуясь девизом «пусть незаконно, зато прибыльно, если выгорит».

Что и где не так, как надо

И конечно, разговор шел не голословно, а с конкретными примерами. Так, на заправке Лукойла в Черкесске на электронных табло размещена наклейка с надписью «СУГ до 4 руб./литр». Однако при оплате топлива для получения заявленной скидки требуется карта лояльности Лукойла и даже при ее наличии требуется скачать приложение на телефон, где уже будет зарегистрирована электронная карта. Это при том, что в рекламной информации об этом и речи не идет, а ведь не у каждого даже в наше время имеется смартфон, и не все могут скачать данное приложение. Между тем, на основании части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На въезде в аул Эльбурган установлен дорожный знак, над которым висит оранжевый указатель со стрелкой «Ранчо Биберд 13». Да, никаких сведений рекламного характера здесь нет, но нарушение все же имеется. В пункте 3 части 4 статьи 5 «Закона о рекламе» говорится, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения любого вида транспорта и даже визуально не должна их напоминать. А в данном случае реклама выглядит как временный дорожный знак, который в основном располагают на жёлтом или оранжевом фоне.

А вот еще один пример – на фасаде здания одной из социальных аптек в республиканской столице размещены рекламные баннеры «Хаят Медицина Пророка», которые рекламируют лечение ингредиентами, упомянутыми в Коране и сунне Пророка от широкого спектра заболеваний, которые тут же прописаны крупным шрифтом.

По закону право на занятие народной медициной имеют лишь граждане, получившие разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. А в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 38 «О рекламе» реклама методов народной медицины не должна, кроме прочего, создавать впечатление ненужности обращения к врачу и обещать излечение от всех болезней.

Немного о психологии

На заседании Экспертного совета в УФАС по КЧР поговорили и о воздействии навязчивой рекламы на психику человека. Оказывается, нецелевые группы потребителей подвергаются большему воздействию рекламных сюжетов, сомнительных с этической точки зрения, чем представители целевых групп, на которых ориентирована конкретная реклама. Это происходит потому, что основные характеристики рекламы (сюжеты, образы, цвет, шрифт, геометрические фигуры, форма обращения к зрителю) чаще всего воздействуют на ту часть психики, которая в наименьшей степени контролируется сознанием человека.

Представитель целевой группы с достаточно сильной мотивацией, который узнает о товаре или услуге то, что ему необходимо, в известном смысле «прощает» рекламе ее навязчивость и агрессивность. А вот те люди, кому предлагаемый рекламой товар или услуга совершенно не нужны, наоборот, очень часто реагируют именно на характеристики рекламы, а не на ее содержание.

Как видно,

зачастую иные предприниматели в погоне за прибылью забывают вооружиться соответствующими знаниями и зазывают неискушенного потребителя «на живца», некомпетентно рекламируя свои услуги.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
административная ответственность Акцент антимонопольная политика антимонопольная служба антимонопольное законодательство закон "О рекламе" заседание защита конкуренции интернет-реклама Инус Матакаев КЧР Марат Байрамуков навязчивая реклама нарушение антимонопольного законодательства нарушения закона Национальный банк России недобросовестная деятельность недобросовестная конкуренция недобросовестная реклама незаконная реклама реклама рекламное законодательство рекламодатели стандарт развития конкуренции статистика Управление Роскомнадзора по КЧР УФАС России по КЧР финансовые услуги Экспертный совет УФАС РФ по КЧР