Алгоритм единый – знание школьной программы
Обучающиеся 11-х классов напишут 6 декабря итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ
Сегодня, когда в школах России одиннадцатиклассники готовятся к итоговому сочинению по русскому языку, где зачет за написанное станет обязательным целевым допуском к ЕГЭ, а незачет – наоборот, эта тема волнует многих. Она и стала ключевой в нашей беседе с начальником управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района Зуридой Хатуевой.
– Зурида Юсуфовна, согласно критериям оценивания итогового сочинения (изложения) работа, как и всегда, должна обязательно опираться на литературные источники, несмотря на обобщенное название темы. С незапамятных времен в наших школах присутствует «золотой костяк»: пушкинские «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», лермонтовский «Герой нашего времени», гоголевские «Ревизор» и «Мертвые души» и т. д. Хорошо усвоив эти произведения, зная бессмертные тексты, ученик просто обязан справиться с сочинением. Но вопрос в другом: как сегодняшние «компьютерные дети», поклонники Гарри Поттера, усваивают их? Знакомо ли им чувство, когда «над вымыслом слезами обольюсь»?
– Мастерство учителя-словесника состоит прежде всего в умении ярко и интересно построить работу с классическими произведениями: возьмите любое из них и проведите урок так, чтобы дети заслушались, открыв рот.
Хороший учитель всегда сможет приблизить классику к сердцу ребенка. И нам нужно прекратить уже давно «плач Ярославны» по поводу того, что, мол, детям трудно вникать в ту эпоху и осваивать произведения. Ведь читательские умения и навыки, усложняясь от класса к классу, формируют важнейшие компетенции: самому ставить вопросы к тексту, читать наизусть с расстановкой акцентов отрывки, заниматься инсценировками.
В этой связи я хочу привести пример творческого подхода к уроку заслуженного учителя КЧР, учительницы русского языка и литературы СОШ села Коста Хетагурова Аклимы Аджиевой. Замечу, на ее открытых уроках-дискуссиях, уроках-конференциях, театрализованных уроках учатся коллеги как со стажем, так и начинающие.
Собственно, современный урок по ФГОС должен иметь личностно-ориентированный подход, и в приоритете – самостоятельная работа учащихся. И все-таки главный на уроке – это учитель, его профессионализм, любовь к своему предмету. И то, кто выйдет из школы – патриот, обладающий национальной идентичностью, или бездушный космополит без привязанности и обязанностей, зависит во многом и от уроков литературы.
– В течение первой четверти вы проводили родительские собрания, где речь шла о декабрьском сочинении (изложении) и предъявляемых к нему требованиях, о ЕГЭ. Помогут ли они повысить ответственность родителей за такой важный период в жизни их детей?
– Начну с того, что теперь, когда у нас, в Карачаевском районе, капитально отремонтированы 6 школ и построены 5 прекрасных домов культуры, родительские собрания проходят в комфортной, располагающей к диалогу атмосфере. Прежде всего мы нацеливаем родителей 97 будущих выпускников на то, чтобы дома для детей они создавали спокойную обстановку для повторения пройденного материала, перечитывания произведений школьной программы, размышлений о них.
Сегодняшние родители 16-летних подростков – это поколение, в основном появившееся на свет в середине 80-х и росшее в 90-х уже без пионерии и комсомола, но первым освоившее компьютер. Поэтому и к ним со стороны учителей необходим особый подход. Но благодаря конструктивным родительским собраниям в школах, активизации родительского контроля, участию во Всероссийской акции «Сдаем вместе! День сдачи ЕГЭ родителями» у родителей появляется уникальная возможность на собственном опыте познакомиться с правилами, процедурой и заданиями ЕГЭ, объяснить их своим детям и помочь им правильно настроиться перед экзаменами.
Все это вместе играет свою роль, чтобы родители стали союзниками с учителями, не нагнетали страсти и нервозную обстановку перед экзаменом.
– Каковы, на ваш взгляд, типичные ошибки в итоговых сочинениях (изложениях)?
– Начнем с того, что я не филолог, но у меня была замечательная учительница русского языка и литературы Анна Захаровна Бегеулова, благодаря которой я хорошо усвоила классику, у меня до сих пор в памяти наши рассуждения и споры о персонажах произведений. Наша учительница привила также своим ученикам грамотную литературную речь. Поэтому я с интересом изучила этот вопрос.
Незачет ставится при условии, если низкое качество письменной речи существенно затрудняет понимание проверяющим смысла сочинения. А уложиться экзаменующемуся нужно в 350 слов. Как говорится, «чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». К типичным ошибкам можно отнести употребление слова в неверном значении («монолог Гринева и Швабрина»), тавтологии («писатель ярко описывает»), ошибки во фразеологизмах («ему обернулась удача»). Отмечу, что во время сочинения можно пользоваться орфографическими словарями, выданными комиссией. И незачет ставится, если на 100 слов в среднем приходится более 5 ошибок – грамматических, орфографических, пунктуационных.
– Включаются ли цитаты в общее количество слов в сочинении?
– Цитаты включаются, а цифры – нет. Например, «5 лет» – одно слово, а «пять лет» – два слова. То же самое со словами с дефисом: «все-таки» – одно слово, но «все же» – два слова.
– Зурида Юсуфовна, если бы к вам обратился накануне итогового сочинения (изложения) одиннадцатиклассник и попросил совета, на какие произведения ему опереться, чтобы наиболее полно раскрыть тему «Семья, общество, Отечество в жизни человека», что бы вы ему порекомендовали?
– Безусловно, «Войну и мир» Льва Толстого и «Судьбу человека» Михаила Шолохова, но с обязательным подкреплением из того материала, который использовался в «Разговорах о важном», стартовавших в 2022 году. Надо помнить, что итоговое сочинение (изложение), с одной стороны, фиксируется на литературе, и нужно использовать аргументы с опорой на книги, с другой стороны, это испытание носит еще и надпредметный характер – это проверка умения мыслить.
{{commentsCount}}
Комментариев нет