День республики № 130 от 14.11.2023

Алгоритм единый – знание школьной программы

Обучающиеся 11-х классов напишут 6 декабря итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ

15 ноября в 15:06
8 просмотров

Сегодня, когда в школах России одиннадцатиклассники готовятся к итоговому сочинению по русскому языку, где зачет за написанное станет обязательным целевым допуском к ЕГЭ, а незачет – наоборот, эта тема волнует многих. Она и стала ключевой в нашей беседе с начальником управления образования, физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Карачаевского муниципального района Зуридой Хатуевой.

– Зурида Юсуфовна, согласно критериям оценивания итогового сочинения (изложения) работа, как и всегда, должна обязательно опираться на литературные источники, несмотря на обобщенное название темы. С незапамятных времен в наших школах присутствует «золотой костяк»: пушкинские «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», лермонтовский «Герой нашего времени», гоголевские «Ревизор» и «Мертвые души» и т. д. Хорошо усвоив эти произведения, зная бессмертные тексты, ученик просто обязан справиться с сочинением. Но вопрос в другом: как сегодняшние «компьютерные дети», поклонники Гарри Поттера, усваивают их? Знакомо ли им чувство, когда «над вымыслом слезами обольюсь»?

– Мастерство учителя-словесника состоит прежде всего в умении ярко и интересно построить работу с классическими произведениями: возьмите любое из них и проведите урок так, чтобы дети заслушались, открыв рот.

Хороший учитель всегда сможет приблизить классику к сердцу ребенка. И нам нужно прекратить уже давно «плач Ярославны» по поводу того, что, мол, детям трудно вникать в ту эпоху и осваивать произведения. Ведь читательские умения и навыки, усложняясь от класса к классу, формируют важнейшие компетенции: самому ставить вопросы к тексту, читать наизусть с расстановкой акцентов отрывки, заниматься инсценировками.

В этой связи я хочу привести пример творческого подхода к уроку заслуженного учителя КЧР, учительницы русского языка и литературы СОШ села Коста Хетагурова Аклимы Аджиевой. Замечу, на ее открытых уроках-дискуссиях, уроках-конференциях, театрализованных уроках учатся коллеги как со стажем, так и начинающие.

Собственно, современный урок по ФГОС должен иметь личностно-ориентированный подход, и в приоритете – самостоятельная работа учащихся. И все-таки главный на уроке – это учитель, его профессионализм, любовь к своему предмету. И то, кто выйдет из школы – патриот, обладающий национальной идентичностью, или бездушный космополит без привязанности и обязанностей, зависит во многом и от уроков литературы.

– В течение первой четверти вы проводили родительские собрания, где речь шла о декабрьском сочинении (изложении) и предъявляемых к нему требованиях, о ЕГЭ. Помогут ли они повысить ответственность родителей за такой важный период в жизни их детей?

– Начну с того, что теперь, когда у нас, в Карачаевском районе, капитально отремонтированы 6 школ и построены 5 прекрасных домов культуры, родительские собрания проходят в комфортной, располагающей к диалогу атмосфере. Прежде всего мы нацеливаем родителей 97 будущих выпускников на то, чтобы дома для детей они создавали спокойную обстановку для повторения пройденного материала, перечитывания произведений школьной программы, размышлений о них.

Так писали итоговое сочинение одиннадцатиклассники в нашей республике в прошлом году
Так писали итоговое сочинение одиннадцатиклассники в нашей республике в прошлом году

Сегодняшние родители 16-летних подростков – это поколение, в основном появившееся на свет в середине 80-х и росшее в 90-х уже без пионерии и комсомола, но первым освоившее компьютер. Поэтому и к ним со стороны учителей необходим особый подход. Но благодаря конструктивным родительским собраниям в школах, активизации родительского контроля, участию во Всероссийской акции «Сдаем вместе! День сдачи ЕГЭ родителями» у родителей появляется уникальная возможность на собственном опыте познакомиться с правилами, процедурой и заданиями ЕГЭ, объяснить их своим детям и помочь им правильно настроиться перед экзаменами.

Все это вместе играет свою роль, чтобы родители стали союзниками с учителями, не нагнетали страсти и нервозную обстановку перед экзаменом.

– Каковы, на ваш взгляд, типичные ошибки в итоговых сочинениях (изложениях)?

– Начнем с того, что я не филолог, но у меня была замечательная учительница русского языка и литературы Анна Захаровна Бегеулова, благодаря которой я хорошо усвоила классику, у меня до сих пор в памяти наши рассуждения и споры о персонажах произведений. Наша учительница привила также своим ученикам грамотную литературную речь. Поэтому я с интересом изучила этот вопрос.

Незачет ставится при условии, если низкое качество письменной речи существенно затрудняет понимание проверяющим смысла сочинения. А уложиться экзаменующемуся нужно в 350 слов. Как говорится, «чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». К типичным ошибкам можно отнести употребление слова в неверном значении («монолог Гринева и Швабрина»), тавтологии («писатель ярко описывает»), ошибки во фразеологизмах («ему обернулась удача»). Отмечу, что во время сочинения можно пользоваться орфографическими словарями, выданными комиссией. И незачет ставится, если на 100 слов в среднем приходится более 5 ошибок – грамматических, орфографических, пунктуационных.

– Включаются ли цитаты в общее количество слов в сочинении?

– Цитаты включаются, а цифры – нет. Например, «5 лет» – одно слово, а «пять лет» – два слова. То же самое со словами с дефисом: «все-таки» – одно слово, но «все же» – два слова.

– Зурида Юсуфовна, если бы к вам обратился накануне итогового сочинения (изложения) одиннадцатиклассник и попросил совета, на какие произведения ему опереться, чтобы наиболее полно раскрыть тему «Семья, общество, Отечество в жизни человека», что бы вы ему порекомендовали?

– Безусловно, «Войну и мир» Льва Толстого и «Судьбу человека» Михаила Шолохова, но с обязательным подкреплением из того материала, который использовался в «Разговорах о важном», стартовавших в 2022 году. Надо помнить, что итоговое сочинение (изложение), с одной стороны, фиксируется на литературе, и нужно использовать аргументы с опорой на книги, с другой стороны, это испытание носит еще и надпредметный характер – это проверка умения мыслить.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Аклима Аджиева выпускники ЕГЭ Единый день сдачи ЕГЭ родителями заслуженный учитель КЧР Зурида Хатуева интервью итоговое сочинение Карачаевский район образовательные стандарты родительский контроль родительское собрание русский язык с. Коста Хетагурова село Коста Хетагурова советы СОШ учитель русского языка и литературы федеральные государственные образовательные стандарты