Казачьему роду нет переводу
Всё свободное время Виктория Усова посвящает изучению, возрождению и сохранению одежды, национальной кухни, песен и традиций прадедов
Любовь к казачьей культуре героиня этого очерка вобрала от мамы и бабушки – коренных кубанских казачек. Знакомьтесь: Виктория Усова, уроженка станицы Преградной Урупского района.
Корни и древо
Родилась Виктория в обычной семье: мама – бухгалтер, папа, который родом со Ставрополья, в молодости работал даже коком на судне.
В детстве Вика не полагала, что казачьи устои для неё будут столь важны. После школы поступила в политехнический институт в Ставрополе, отучилась на бухгалтера и параллельно поступила учиться на психолога. По окончании вуза пошла работать в «Теплосети» города Черкесска, но в 2007 году решила уехать в Санкт-Петербург, где нашла работу экономиста на РЖД, а потом и замечательных друзей.
Она полюбила город на Неве, но питерскую погоду переносила с трудом, да и отсутствие рядом близких по крови и духу людей удручало.
– Я, русская казачка, надеялась в культурной столице России найти единомышленников, погрузиться в русские народные традиции. Но оказалось, Санкт-Петербург в культуре ориентировался на Запад, а не Русь, поэтому люди сильно оторваны от традиций, и это меня до глубины поразило, – делится Виктория. – Но я руки не опускала: посещала Крестовоздвиженский казачий собор на Лиговском проспекте, позже начала брать уроки старинного северного пения, но главное – стала организатором путешествий в разные регионы страны, благо отучилась и получила удостоверение инструктора-проводника спортивного туризма.
Организатор, инструктор, гид…
Ещё работая на РЖД, Виктория начала организовывать путешествия выходного дня. Первый выезд был в 2010 году в Ярославль на тысячелетний юбилей города, затем – поездки на 2-3 дня по Северо-Западу страны.
Но потом Виктория решила собирать группы людей, которые хотят полный отпуск провести в горах. Первую группу в 12 человек она привезла в Карачаево-Черкесию в 2011 году. Архыз, Домбай, Теберда, Черкесск… С тех пор не одному десятку туристов из России она показывает свою родную республику, даже после того, как в 2016 году вернулась на родину и решила развивать туризм на месте, чтобы турист сам рвался в КЧР.
Путешествия Виктория, очевидно, организовывает такие интересные, что в 2018 году была награждена памятным знаком «Патриоту России» за подписью знаменитого путешественника, протоиерея РПЦ Фёдора Конюхова.
Живя на родине, Виктория не бросает Питер, бывает там по несколько месяцев в году, поскольку обучается традиционному пению, но не казачьему, а северному, старинному.
– Это протяжное мелодичное пение, оно звучит, как лебедушка плывёт. А ведь исконное казачье пение тоже протяжное, я помню, как певала моя бабушка. Нынешнее «гей-гей-оп-хоп» – это больше стилизация. Наверное, потому, что человек представляет казаков именно такими, – улыбается Виктория. – Одновременно с пением я хожу на хороводы и плавные хороводные танцы. Хореограф кладёт нам на голову телефоны, так мы и танцуем. После таких хороводов и походка улучшается, и стать появляется.
На вопрос, почему Виктория не возвращается в Петербург насовсем, она уверенно отвечает: «Жить я хочу на родине! Я же русская казачка!»
Славянские узоры и казачьи наряды
Как-то в один из приездов в Санкт-Петербург Виктория отправилась в магазин-мастерскую «Славянские узоры», где продавалась одежда для женщин в славянском и русском национальном стиле. Слово за словом, покупка за покупкой, общение и обмен интересами привели к тому, что Виктория из клиентки этого магазина превратилась в продавца, а сейчас уже выступает в качестве заместителя руководителя. Работу свою – договариваться с поставщиками, проводить продажи – она может выполнять и на удалёнке.
Виктория Васильевна также принимает участие в обсуждениях новых коллекций бренда. Так, недавно она предложила в коллекции и костюм «Казачка», максимально приближенный к оригиналу. Идею одобрили, утвердили – так что костюм кубанской казачки скоро войдёт в новые коллекции.
– Сейчас закрепилось устойчивое мнение, что традиционный казачий костюм – это только «парочка» – широкая юбка и приталенная кофта, – поясняет Усова. – На самом деле в старину казачки носили традиционные сарафаны, рубахи, юбки-поневы, кубельки, сукманы. Кофты в большинстве своём были свободного покроя, а приталенные в основном носили молодые незамужние казачки. Подолы юбок украшались кружевами, воланами. Обязательной деталью одежды была завеска (хвартук), которая украшалась вышивкой, кружевом, тесьмой, оборкой из ткани. Завеску все время носила и моя бабушка, урожденная казачка Анастасия Алексеевна Подчернев. Да и у меня в детстве была своя «завесочка».
Не канул в лету род казачий
Виктория Усова активно участвует в жизни кубанского казачества в республике – недаром атаман Урупского районного казачьего общества В. Гежин в 2018 году вручил ей благодарственное письмо за помощь в проведение праздничных мероприятий. А в 2020 году тогдашний атаман Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска И. Шеховцов наградил её грамотой за личный вклад в возрождение и развитие кубанского казачества.
С группой туристов из Петербурга она посещала и Музей истории казачества, и гости региона с удовольствием слушали истории отца Александра, который проводил экскурсию.
Виктория Васильевна с удовольствием участвует и в Баталпашинских чтениях, встречает гостей в казачьем наряде с караваем и солью.
– Первый раз я встречала гостей в стилизованном казачьем костюме клюквенного цвета. В этом году я постаралась сшить максимально приближенный к народной традиции, – рассказывает Виктория. – А вот на следующий год я на Баталпашинские чтения постараюсь сшить точный этнографический кубанский наряд.
Но не только нарядами – Виктория Васильевна интересуется и казачьей кухней, которую очень любит. Она не только собирает рецепты, но и воссоздает их. Живя в Питере, Виктория некоторое время даже работала поваром при Крестовоздвиженском казачьем соборе, готовила старинные казачьи блюда – борщ с фасолью, тушенную по-казачьи картошку, пирожки с различными начинками, фруктово-ягодные напитки…
– Местные повара мне говорили, что борщ должен быть огненно-красным, а у меня оранжевый, – улыбается Виктория. – Но я всё равно готовила как дома. У казачьего борща существуют характерный набор продуктов и заправок, свои особенности. Казачий борщ чаще варят в чугунке, он густой настолько, что ложка стоит, зажарку для него делают на старом сале, чеснок обязателен…
Есть у Виктории свои задумки, которые она хочет осуществить и в Питере, и у себя на родине. Она мечтает организовывать фольклорные туры с вечерками, со сценками и обрядами из казачьего быта.
– Для этих сценок я ищу этнографический материал, общаюсь с учёными, с этнографами, ищу точные костюмы, прорабатываю сценки, – рассказывает Виктория. – Сценки я хочу воссоздать максимально оригинальные, будь то обряд сватовства или проводы на войну. Пусть многие обряды меняются с годами – но ведь казачьему роду нет переводу!
Кстати,
кубанские казачки носили «парочки». Казачки Урала и Оренбуржья носили сарафаны и сарафанки. Казачки Дона носили сукманы, кубельки, некрасовские казачки – балахоны, а гребенские – бешметы.
{{commentsCount}}
Комментариев нет