Школа и дети – смысл моей жизни!
Свой 80-летний юбилей отмечает в этом году одна из старейших преподавателей республики, заслуженный учитель Карачаево-Черкесии Мария Алексеевна Гречкина
Она не просто одна из старейших преподавателей республики, но и автор учебных программ по рисунку, живописи, композиции, заслуженный учитель КЧР, преподаватель высшей квалификационной категории.
Чтобы запах яблок оживал!
В её трудовой книжке всего одна запись – преподаватель детской художественной школы города Черкесска. Вот уже 57 лет Мария Алексеевна трудится в этой школе, ставшей ей родной не только по факту многолетней работы. Именно она вместе с супругом Александром Михайловичем стояла у истоков развития профессионального изобразительного искусства в Карачаево-Черкесии, и благодаря усилиям четы Гречкиных в 1966 году в нашем регионе была открыта первая детская художественная школа.
Своему детищу – любимой школе Мария Алексеевна никогда не изменяла, хотя её не раз переманивали на работу и в Министерство культуры региона, и в колледж культуры и искусств, и в другие образовательные учреждения. Родная школа для неё была и остается работой, домом, досугом, местом силы. Особенно эти силы были нужны ей, когда почти одновременно скончался любимый супруг, а сына постигла беда.
– Я тогда спасалась работой, школой и детьми, – признаётся она. – Благо каждый год к нам поступает очень много талантливых детей, которые радуют сердце. А когда талант и трудолюбие соединены в одном ребенке – это двойная радость.
О детях Мария Алексеевна может говорить долго, и глаза её светятся тихой радостью.
– Однако при этом огорчает то, что самые талантливые зачастую бывают поверхностными, не слушают объяснения, потому что они и так хорошо рисуют, они уверены в своих способностях, – делится опытный педагог. – А потом эти одарённые ребята постепенно скатываются, потому что не слушают теорию. А их не самые яркие ровесники вдруг становятся отличниками благодаря своему трудолюбию и далеко идут. Настоящее искусство состоит, как и всё остальное созидательное, из 90% труда и 10% таланта.
– Но есть же способы повлиять на ребёнка, чтобы он не скатывался?
– Конечно, – соглашается Мария Алексеевна. – Главное – поймать и зафиксировать внимание ребёнка. Например, обычно мы рисовали натюрморты с бутафорских предметов. А недавно я принесла настоящие яблоки и живые цветы. Дети вдохновились, обрадовались: «Мы, говорят, такие рисунки хотим нарисовать, чтобы в них запах яблок оживал!»
Эликсиры молодости
Натюрморты с пахнущими яблоками – это, так сказать, лицевая сторона медали. А что же на её обороте, какие трудности и проблемы кроются в школе, учениках, в самой системе преподавания?
– У меня нет никаких нареканий ни по поводу проверенных десятилетиями методик преподавания, ни по поводу оснащения школы, – уверяет Мария Алексеевна. – Единственная проблема заключается в том, что дети вынуждены пропускать занятия в связи с огромной загруженностью в общеобразовательной школе. У некоторых по 7-8 уроков в день, и дети зачастую не в силах тянуть две школы. У нас ведь свои сложные программы, свои требования.
Тревожит Марию Алексеевну и другое: только она объявит тему – а дети тотчас в телефоны тыкаются. То есть ребёнок привык готовую информацию брать, а не развивать свои знания и фантазию.
– И я каждый раз пытаюсь им донести, что никакой телефон не объяснит, как правильно рисовать голову человека, как правильно выполнять пропорции и т. д. Помогут и подскажут только объяснения педагога, который стоит рядом, объясняет, поправляет. Лишь тогда ребёнок научится рисовать. Но всё равно, часто случается, что я объясняю, показываю, исправляю, а повернусь – одни слушают, а другие опять в телефонах. Но я всё равно с детьми как квочка над цыплятами, не отхожу от них, – смеётся она.
Можно возразить, что в конечном итоге не всем же быть художниками, многие дети приходят в «художку» просто, чтобы самовыражаться. Но Мария Алексеевна непреклонна:
– Мы классическая школа, которая обязана давать ребенку начальную профессиональную подготовку для поступления в вузы. Художником-самоучкой можно стать и без нас. Поэтому мне лично никогда не бывало стыдно за наших выпускников, которые при поступлении в вузы больших городов всегда получают хорошие оценки. Бывает, наши дети поступают на бюджет в вузы больших городов быстрее, чем местные, которые прошли подкурсы или занимались с репетитором. Когда в вузах узнают, что абитуриенты приехали из Карачаево-Черкесии, причём не после училища, а художественной школы, то долго удивляются. Гордимся ли мы своими детьми? Да у меня после каждой такой новости словно крылья вырастают! Школа и дети – смысл моей жизни!
– Вы и выглядите, словно у вас действительно крылья за спиной, – не удерживаюсь от комплимента. Действительно, просто в голове не укладывается, что Марии Гречкиной 80 лет – настолько она бодра и энергична.
– По шагомеру я восемь километров в день нашагиваю, – улыбается Мария Алексеевна. – Но у меня есть и другие эликсиры молодости, три прекрасных снадобья: школа, искусство и дети – святые чистые души. Нет для меня большего удовольствия, чем учить их, большей радости, чем их доверительные исповеди, большего счастья, чем новость о том, что они легко поступили в вуз и собираются всю жизнь посвятить искусству.
На скептичное замечание, что сегодня нейросеть может выдать любую картинку, так есть ли смысл становиться художником, Мария Алексеевна отвечает:
– Неважно, будет ли наш выпускник художником или нет. Один станет портретистом, другой начнёт писать на заказ пейзажи, третий уйдёт в ландшафтный дизайн. Некоторые из наших девочек сегодня работают мастерами по маникюру. Так они создают целые картины на ногтях, потому что научены и цвету, и компановке, поэтому и записи к ним за неделю. Главное то, что у наших выпускников будет другой взгляд на мир, потому что в начале своей жизни они усвоят базовые ценности искусства, мировой и русской художественной школы.
К слову, по мнению Марии Алексеевны, русскую реалистичную живопись характеризует не просто достоверное изображение действительности, но и умение показать на холсте характер. Особенно в этом преуспели, по её мнению, два её любимых художника – Валентин Серов и Владимир Боровиковский.
– Серову отлично удаётся передать характер человека. Не зря многие боялись позировать ему – он человека как рентгеном просвечивал. Посмотрите портрет Марии Ермоловой – это же статуя, глыба, монумент русскому театральному искусству. А портрет Лопухиной Боровиковского? Это же олицетворение русской северной красоты не только в женщине, но и природе. Это очень глубокие художники! Я уверена, что кто-то из наших учеников станет известным на весь мир.
С Богом и с людьми
Как художник Мария Алексеевна давно не выступает – преподавание для неё важнее.
– В трудные моменты своей жизни я обращалась к Богу, читала Ветхий и Новый заветы, посещала церковь. И тогда я стала понимать, что раньше, лет сорок назад, впереди меня шло моё «я», – говорит она. – А теперь я понимаю, что талант преподавать у меня от Господа Бога, который дал мне возможность учить детей и радоваться этому. Выражение «на работу как на праздник» – это абсолютно про меня.
Действительно, пять дней в неделю она с утра до вечера проживает в школе. Это её основная жизнь среди дорогих сердцу людей. Мария Алексеевна ведёт уроки, советуется с коллегами, практически каждый из которых её ученик, делится с ними новостями о выпускниках школы. Гордится каждым.
Например, один её ученик, Роман Оленич, преподает в академии художеств в Санкт-Петербурге. Вадим Петлин и Ксения Костина преподают в Краснодаре. Диана Локазова поступила в Строгановское училище…
Жалеет Мария Алексеевна только об одном: уезжают её ученики в большие города и больше не возвращаются в Черкесск. Но это понятно. Искусству в провинции делать нечего – искусству нужны широкие магистрали для развития и движения вперёд.
Но приезжая погостить на родину, каждый из её учеников спешит встретиться с любимой учительницей, поделиться с ней своими радостями и горестями, планами на будущее, творческими задумками. Любят её выпускники по-прежнему несмотря на годы и расстояние. Может, потому, что у Марии Алексеевны никогда не было любимчиков, и она всегда старалась помочь каждому ученику.
– Она принципиальный и требовательный профессионал, очень преданный своему делу, – отзывается директор ДХШ заслуженный художник КЧР Юрий Карасов. – Мария Гречкина – хранительница классической системы художественного образования, с душой относящаяся к каждому ребенку, справедливая и требовательная. Одна из самых сильных акварелистов республики, владеющая различными приемами работы в этой технике. За эти качества Марию Гречкину, безусловно, ценят. А вот любят за любовь, за преданность делу, за верность долгу. Пусть так будет много-много лет!
Досье
Родилась Мария Алексеевна Гречкина в посёлке Бахмут Урупского района в 1943 году. В 1961 году окончила школу в ст. Преградной, в 1963-м – педучилище в Черкесске, в 1971-м – худграф КЧГПИ (ныне КЧГУ) в Карачаевске. Работает в ДХШ Черкесска с 1 сентября 1966 года.
{{commentsCount}}
Комментариев нет