В Черкесске появился свой пен-клуб
Наши писатели недавно создали новое неформальное литературное сообщество
В последнее время на разных площадках обсуждались проблемы современной литературы. Не раз писала об этом и наша газета. Поэты и писатели сетовали на нехватку средств и отсутствие мест для творческих встреч и общения. Однако жизнь показывает, что, если есть желание и инициатива, многие проблемы можно решить.
Вот и участники литературного клуба «Оса» не видят никаких сложностей для общения творческих людей. Основателем клуба является профессиональный писатель и филолог-литературовед Ольга Михайлова, и мы попросили её рассказать подробнее о новом клубе.
– Почему вы решили создать литературный клуб?
– Наш клуб вовсе не книжный, да и Союз писателей мы подменять не собираемся. Если искать аналог, это будут скорее литературные салоны XIX века. В дореволюционной России салоны часто служили началом объединений, сплоченных определенным художественным направлением, а писатели впервые представляли там свои произведения: вспомним Грибоедова, презентовавшего «Горе от ума» в доме Евдокии Голицыной, или Лермонтова и Гоголя, выступавших в салоне Карамзиных. Сейчас формат изменился: литературные клубы привлекают людей для обсуждения интересных для них вопросов. А где это делать, как не в команде единомышленников?
– Почему вы свой клуб назвали «Оса»?
– «Оса» – это на самом деле просто аббревиатура первых букв имен «отцов-основателей», если так можно выразиться: это я, Сергей Лысков и Артур Мхце. Так получилось, конечно, случайно, но мы увидели в этом перст судьбы и к себе на логотип поместили осу, севшую на перо.
– О вас мы знаем, расскажите о других сооснователях.
– Фантаст Сергей Лысков по образованию – медицинский психолог. В литературу пришел в 1997 году. Сегодня Сергей Лысков – современный писатель, работающий в жанрах мистики, социальной, детективной, научной фантастики. В библиографии автора порядка десяти произведений, среди которых: «Корректор желаний», «Бусы из камушков», вышедшая в Симферополе повесть «Знакомьтесь, тот самый Леон Макдаффи». В 2023 году в издательстве СеЖеГа вышла ещё одна повесть Сергея – «Подарок, которого не было», и недавно ушло в типографию продолжение приключений сыщика Макдаффи «Продаю счастье. Дорого». Также в издательстве Руграмм готовится к печати фантастический роман «Корректор желаний». Рассказы и повести Сергея Лыскова наполнены глубоким смыслом, человек всегда остаётся в них человеком, со своими достоинствами, пороками и желаниями, независимо от того, в каком времени он живёт.
Артур Мхце – поэт, выросший в семье поэта. Его отец – классик абазинской литературы Керим Мхце, выпускник Литературного института, который привил сыну не только любовь к поэзии, но и умение работать над поэтическим текстом. Сам Артур по специальности журналист, работает на телевидении, хотя начинал с печатных СМИ, в том числе в газете «День республики». Но желание писать стихи не оставляло Артура никогда.
– Получается, что ваше объединение – это собрание писателей для обсуждения писателей?
– Лишь отчасти. Наш клуб – это не кружок «молодых талантливых авторов», мы вовсе не начинающие, мы не хотим никого учить писать. Нам это не интересно и не нужно. Мы – общество пишущих, которым интересна литература. Мы нашли возможность собираться вместе и делиться мнениями о том, что пишем сами, говорить о литературных новинках и обсуждать классику. Кроме собственно писателей в наше сообщество входят и читатели, которые знают толк в литературе. Прежде всего, это работники библиотеки, в том числе и такие большие любители и ценители книги, как Наталья Ласкова и Елена Козырь.
– Где вы собираетесь и как организованы встречи?
– Помещение под литературный клуб найти совсем не сложно, так как в любом российском городе есть централизованная библиотечная система. И любая библиотека с радостью предоставит для любителей литературы небольшой зал, раз в неделю на пару часов. Иногда мы встречаемся у меня дома. Наши встречи построены по принципу творческих семинаров, хотя порой они проходят просто в формате разговора о новых жанрах и спорных вопросах литературы.
– Какие темы у вас обсуждаются?
– В последний раз темой обсуждения стали вопросы реализации книг, новых форм продаж и оформления книжной продукции. Мы заметили, что парадоксальным образом писатель сегодня максимально свободен от меркантильности: он абсолютно точно знает, что больших денег за труд не получит, и он может писать именно то, что сам считает нужным. По идее, в литературе должны были остаться только те, кто не может не писать. Но откуда тогда столь феноменальный взлет графомании? Говорили и о фантастике: ведь нельзя дать точный прогноз будущего, оно не статика, это динамика. Но многие угадывают. Почему? Отмечали и то, что настоящей трагедией современной культуры является её избыточность: слишком много книг, картин, фильмов, слишком быстро вращается калейдоскоп, и потому маркером успеха становится не талант, а скандал. Зачем мучиться с талантом, которого, может, и нет, если можно просто учинить скандал? И вот творец создает композицию из дерьма, клеит на полотно трупики мух и голый бегает на четвереньках по галерее. Учинил скандал – и о тебе написала пресса. Тебя заметили критики, потом выставили в галерее – и твои картины начинают покупать. То же самое можно сказать и о современной литературе. Раньше автор писал талантливую книгу, за счёт этого приобретал известность. Теперь автор сначала любыми способами приобретает известность, а потом подверстывает к ней свои книги. Качество книг при этом значения не имеет. Но это же деградация…
– Вы говорите, что в вашем клубе можно услышать объективное мнение о книге.
– Мне непонятна позиция писателя, который после выхода своей книги жадно спрашивает знакомых: «Ну как, вам нравится?» Можно подумать, что он хочет услышать объективное мнение! Он ищет только похвал и при нынешней политкорректности, естественно, получает именно их, считая, что это и есть истинная оценка его творчества. Но это смешно. У нас в клубе никто никого не хвалит. Это считается дурным тоном. Я считаю, если у меня спрашивают мнение о книге, то хотят услышать именно о её недостатках и исправить их.
– И вы уверены, что ваша оценка правильна?
– Почему нет? Любой повар по запаху отличит тухлый продукт от свежего. Профессионал-филолог тоже никогда не перепутает шедевр и графоманию.
– А можно ли стать членом вашего клуба?
– Понятно, что мы не являемся каким-то тайным обществом. В настоящий момент мы ищем наиболее интересные форматы общения творческих людей, приемлемую форму встреч, их цикличность и продолжительность. Это отнимает и силы, и время, но со временем мы, конечно, будем принимать в наши ряды интересных авторов. При этом у нас еще при возникновении клуба была четкая договоренность, принцип ООН: принимать только тех людей, за которых проголосуют все члены клуба, и любой из членов может наложить вето на любую кандидатуру.
Справка
Ольга Михайлова – автор двадцати пяти романов, наиболее известные среди них: «Проклятая русская литература», написанный в жанре нон-фикшн и ставший бестселлером на книжном интернет-ресурсе «ЛитРес», «Молния Господня», «На земле живых», «Замок искушений», «Молот ведьм», «Предначертанный провидением», «Гамлет шестого акта» и многие другие. В этом году у автора вышла дилогия о Японии: «Цветок мертвецов» и «Гнев Неба».
{{commentsCount}}
Комментариев нет