День республики № 133 от 21.11.2023

В Черкесске появился свой пен-клуб

Наши писатели недавно создали новое неформальное литературное сообщество

22 ноября в 14:11
51 просмотр
«Отцы основатели» пен-клуба: Сергей Лысков, Ольга Михайлова, Артур Мхце
«Отцы основатели» пен-клуба: Сергей Лысков, Ольга Михайлова, Артур Мхце
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

В последнее время на разных площадках обсуждались проблемы современной литературы. Не раз писала об этом и наша газета. Поэты и писатели сетовали на нехватку средств и отсутствие мест для творческих встреч и общения. Однако жизнь показывает, что, если есть желание и инициатива, многие проблемы можно решить.

Вот и участники литературного клуба «Оса» не видят никаких сложностей для общения творческих людей. Основателем клуба является профессиональный писатель и филолог-литературовед Ольга Михайлова, и мы попросили её рассказать подробнее о новом клубе.

– Почему вы решили создать литературный клуб?

– Наш клуб вовсе не книжный, да и Союз писателей мы подменять не собираемся. Если искать аналог, это будут скорее литературные салоны XIX века. В дореволюционной России салоны часто служили началом объединений, сплоченных определенным художественным направлением, а писатели впервые представляли там свои произведения: вспомним Грибоедова, презентовавшего «Горе от ума» в доме Евдокии Голицыной, или Лермонтова и Гоголя, выступавших в салоне Карамзиных. Сейчас формат изменился: литературные клубы привлекают людей для обсуждения интересных для них вопросов. А где это делать, как не в команде единомышленников?

– Почему вы свой клуб назвали «Оса»?

– «Оса» – это на самом деле просто аббревиатура первых букв имен «отцов-основателей», если так можно выразиться: это я, Сергей Лысков и Артур Мхце. Так получилось, конечно, случайно, но мы увидели в этом перст судьбы и к себе на логотип поместили осу, севшую на перо.

– О вас мы знаем, расскажите о других сооснователях.

– Фантаст Сергей Лысков по образованию – медицинский психолог. В литературу пришел в 1997 году. Сегодня Сергей Лысков – современный писатель, работающий в жанрах мистики, социальной, детективной, научной фантастики. В библиографии автора порядка десяти произведений, среди которых: «Корректор желаний», «Бусы из камушков», вышедшая в Симферополе повесть «Знакомьтесь, тот самый Леон Макдаффи». В 2023 году в издательстве СеЖеГа вышла ещё одна повесть Сергея – «Подарок, которого не было», и недавно ушло в типографию продолжение приключений сыщика Макдаффи «Продаю счастье. Дорого». Также в издательстве Руграмм готовится к печати фантастический роман «Корректор желаний». Рассказы и повести Сергея Лыскова наполнены глубоким смыслом, человек всегда остаётся в них человеком, со своими достоинствами, пороками и желаниями, независимо от того, в каком времени он живёт.

Артур Мхце – поэт, выросший в семье поэта. Его отец – классик абазинской литературы Керим Мхце, выпускник Литературного института, который привил сыну не только любовь к поэзии, но и умение работать над поэтическим текстом. Сам Артур по специальности журналист, работает на телевидении, хотя начинал с печатных СМИ, в том числе в газете «День республики». Но желание писать стихи не оставляло Артура никогда.

– Получается, что ваше объединение – это собрание писателей для обсуждения писателей?

– Лишь отчасти. Наш клуб – это не кружок «молодых талантливых авторов», мы вовсе не начинающие, мы не хотим никого учить писать. Нам это не интересно и не нужно. Мы – общество пишущих, которым интересна литература. Мы нашли возможность собираться вместе и делиться мнениями о том, что пишем сами, говорить о литературных новинках и обсуждать классику. Кроме собственно писателей в наше сообщество входят и читатели, которые знают толк в литературе. Прежде всего, это работники библиотеки, в том числе и такие большие любители и ценители книги, как Наталья Ласкова и Елена Козырь.

– Где вы собираетесь и как организованы встречи?

– Помещение под литературный клуб найти совсем не сложно, так как в любом российском городе есть централизованная библиотечная система. И любая библиотека с радостью предоставит для любителей литературы небольшой зал, раз в неделю на пару часов. Иногда мы встречаемся у меня дома. Наши встречи построены по принципу творческих семинаров, хотя порой они проходят просто в формате разговора о новых жанрах и спорных вопросах литературы.

– Какие темы у вас обсуждаются?

– В последний раз темой обсуждения стали вопросы реализации книг, новых форм продаж и оформления книжной продукции. Мы заметили, что парадоксальным образом писатель сегодня максимально свободен от меркантильности: он абсолютно точно знает, что больших денег за труд не получит, и он может писать именно то, что сам считает нужным. По идее, в литературе должны были остаться только те, кто не может не писать. Но откуда тогда столь феноменальный взлет графомании? Говорили и о фантастике: ведь нельзя дать точный прогноз будущего, оно не статика, это динамика. Но многие угадывают. Почему? Отмечали и то, что настоящей трагедией современной культуры является её избыточность: слишком много книг, картин, фильмов, слишком быстро вращается калейдоскоп, и потому маркером успеха становится не талант, а скандал. Зачем мучиться с талантом, которого, может, и нет, если можно просто учинить скандал? И вот творец создает композицию из дерьма, клеит на полотно трупики мух и голый бегает на четвереньках по галерее. Учинил скандал – и о тебе написала пресса. Тебя заметили критики, потом выставили в галерее – и твои картины начинают покупать. То же самое можно сказать и о современной литературе. Раньше автор писал талантливую книгу, за счёт этого приобретал известность. Теперь автор сначала любыми способами приобретает известность, а потом подверстывает к ней свои книги. Качество книг при этом значения не имеет. Но это же деградация…

– Вы говорите, что в вашем клубе можно услышать объективное мнение о книге.

– Мне непонятна позиция писателя, который после выхода своей книги жадно спрашивает знакомых: «Ну как, вам нравится?» Можно подумать, что он хочет услышать объективное мнение! Он ищет только похвал и при нынешней политкорректности, естественно, получает именно их, считая, что это и есть истинная оценка его творчества. Но это смешно. У нас в клубе никто никого не хвалит. Это считается дурным тоном. Я считаю, если у меня спрашивают мнение о книге, то хотят услышать именно о её недостатках и исправить их.

– И вы уверены, что ваша оценка правильна?

– Почему нет? Любой повар по запаху отличит тухлый продукт от свежего. Профессионал-филолог тоже никогда не перепутает шедевр и графоманию.

– А можно ли стать членом вашего клуба?

– Понятно, что мы не являемся каким-то тайным обществом. В настоящий момент мы ищем наиболее интересные форматы общения творческих людей, приемлемую форму встреч, их цикличность и продолжительность. Это отнимает и силы, и время, но со временем мы, конечно, будем принимать в наши ряды интересных авторов. При этом у нас еще при возникновении клуба была четкая договоренность, принцип ООН: принимать только тех людей, за которых проголосуют все члены клуба, и любой из членов может наложить вето на любую кандидатуру.

Справка

Ольга Михайлова – автор двадцати пяти романов, наиболее известные среди них: «Проклятая русская литература», написанный в жанре нон-фикшн и ставший бестселлером на книжном интернет-ресурсе «ЛитРес», «Молния Господня», «На земле живых», «Замок искушений», «Молот ведьм», «Предначертанный провидением», «Гамлет шестого акта» и многие другие. В этом году у автора вышла дилогия о Японии: «Цветок мертвецов» и «Гнев Неба».

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Артур Мхце интервью КЧР литература литературное сообщество литературный клуб литературный клуб "Оса" неформальное литературное сообщество Ольга Михайлова писатель поэт поэтическое творчество Сергей Лысков современная литература творческая деятельность Творческие люди художественная литература