День республики № 145 от 19.12.2023

С врачом я медик, с чабаном – пастух

Полвека отдал газете народный поэт и заслуженный журналист КЧР Махмут Кубанов

20 декабря в 14:32
31 просмотр
Махмут Кубанов с очередным номером родной газеты «Къарачай»
Махмут Кубанов с очередным номером родной газеты «Къарачай»
Источник — Фото автора

Не перестаю восхищаться этим человеком. Замечательный человек, он еще и настоящий профессионал своего дела, у которого многие могут поучиться.

Позвала поэзия

Родился Махмут Кубанов в 1944 году в большой семье, где было 6 детей – три мальчика, три девочки. Отец, который добровольцем ушёл на фронт, в Таласской области Киргизии, куда их семью депортировали, работал в сельском хозяйстве, мама смотрела за домом и детьми.

После возвращения на историческую родину семья вернулась в аул Старая Джегута, где Махмут окончил школу, после чего 2 года работал в совхозе «Джегутинский» разнорабочим и при этом писал стихи на родном языке. В 1966 году он отправился в Москву поступать в Литературный институт им. А. М. Горького, сдал экзамены и был зачислен на семинар, который вёл поэт-фронтовик Николай Сидоренко.

– Николай Сидоренко был добрый, хороший, серьезный, грамотный, преданный поэзии человек. Кстати, семинары Сидоренко в своё время посещал Николай Рубцов, – вспоминает Кубанов. – А какие прекрасные педагоги у нас были!

И он называет имена профессоров Инны Вишневской и Семена Машинского, про которого Валентин Штубов в  книге «Литинститут приснился снова…» писал: «Профессор Машинский сидит подобный иль сфинксу, иль глыбе…»

Преподаватели Литературного действительно всегда были исполинами ума, интеллекта, величия. Свободные, непринуждённые, простые, они ставили при этом студента на один уровень с собой, разговаривали на равных, тем самым заставляя тех тянуться вверх, к знаниям и открытиям. Махмут и его однокурсник, карачаевский поэт Альберт Турклиев, с первого дня и на всю жизнь пронесли любовь к своим педагогам.

– Прекрасная атмосфера была у нас в Литературном – свобода, равноправие и бесконечное восхищение преподавателями. Студенческая жизнь была насыщенной – бесплатные билеты во все театры Москвы, встречи в ЦДЛ, семинары и творческие вечера. Прекрасная творческая атмосфера, – вспоминает Махмут Муссаевич.

Окончив в 1971 году Литературный институт, он вернулся в Карачаево-Черкесию. Но Москву, город-магнит, несколько лет не мог забыть, отвыкал очень трудно.

Начало творческого пути

Дома Кубанов устроился внешкором в областную тогда газету «Ленинни байрагъы», ныне «Къарачай». И лишь через два года, в 1973 году, был зачислен в штат газеты.

– Первые редакторы, с кем я начал работать: Дагерман Айбазов и Мунир Блимготов – были очень серьезные люди, ответственные, безукоризненно знавшие своё дело, грамотные, человечные, – вспоминает Кубанов. – Оба руководителя были талантливые, деятельные, заботливые. Они всегда поддерживали сотрудников, решали их проблемы. Глядя на такую сильную и великодушную личность, молодёжь равнялась на них, хотела расти профессионально и личностно.

В те годы все газеты имели множество отделов – промышленный, партийный, сельскохозяйственный, культурный, переводческий и т. д. Начал он работать в промышленном отделе, которым руководил прекрасный журналист и человек Азрет Акбаев. Работать с ним и учиться у него можно было многому. Потом Кубанов перешёл в отдел культуры, который вёл Хусей Джаубаев. Потом – в сельскохозяйственный, им руководил Джагапар Гочияев, простой и добрый человек.

За полвека работы в газете он встретился с сотнями талантливых, трудолюбивых, преданных делу людей, писал очерки, репортажи, зарисовки, статьи, вникал в работу и жизнь каждого героя и каждого коллектива. Неинтересных тем и сюжетов для него никогда не было. Он пишет о врачах и рабочих, о строителях и работниках сельского хозяйства, о представителях культуры и чиновниках.

– С врачом я постараюсь стать медиком, с чабаном – стану пастухом. Люди мне интересны потому, что я их очень люблю – особенно простых, открытых, чистых людей, – говорит Кубанов.

Но сегодня у него появилось много причин для огорчения.

– Раньше газета была интересная, насыщенная. Материалы были проблемные, актуальные, полнокровные, основанные на встречах с интересными людьми, с производственным трудом, – с глубокой горечью говорит Махмут Муссаевич. – А сейчас, к сожалению, газета вырождается. На сегодняшний день во всех отделах не хватает профессиональных специалистов.

Махмут Кубанов убеждён, что хороший журналист должен быть независимым, честным, справедливым. Он должен уметь защищать себя, иначе не сможет стоять на страже интересов людей и защищать истину.

Лекарство от стресса

Творчество всегда считалось лучшим антистрессовым средством. Для художника искусство – это спасательный круг в море житейских бурь. Поэтому просто здорово, что поэтическое творчество Махмут Кубанов никогда не бросал. Первый его сборник «Белая ветка» (Акъ бутакъчик) вышел, когда он ещё был студентом, в 1970 году, небольшим по тем временам тиражом в 1000 экземпляров. В Советском Союзе к подготовке молодых кадров во всех отраслях, в том числе и литературе, относились очень вдумчиво: печатали, издавали книги, устраивали творческие вечера и встречи с читателями, за которые ещё и платили. Поэтому страна и её народы были грамотными, начитанными, активными. Сегодня литературе катастрофически не хватает такой помощи.

Выступая одновременно и журналистом, и поэтом, Махмут Кубанов никогда не чувствовал раздвоенности, хотя журналистика и поэзия – это конь и трепетная лань. Но всё же, несмотря на огромную преданность родной газете, Кубанов больше считает себя поэтом. Потому что свободолюбивое дыхание Литературного института даже самая суровая журналистская подёнщина не сможет вытравить.

Кубанова пугали – мол, работая в газете, ты разучишься писать, стихи будут сухими, неколоритными. Но он не потерял поэтическую колоритность, хотя работать приходилось перебежками от одного стиля к другому.

Второй сборник – «Душа камня» вышел у Кубанова на русском языке в 1974 году в Москве, в издательстве «Современник», тиражом в 10 000 экз. Переводчиками его выступили такие глыбы, как Юрий Кузнецов, Ольга Балакина, Алексей Медведев. В том же году на родном карачаевском языке вышла третья книга – «Тепло земли» (Джерни джылыуу).

На сегодняшний день Махмут Муссаевич выпустил 16 поэтических сборников. Последняя книга «Цветок и змея» вышла в 2022 году на русском и карачаевском языках. И это ещё не последняя книга.

Третья деятельность

Мы ещё не сказали, что Кубанов с 1992 года работает старшим редактором в республиканском книжном издательстве. Он успевает совмещать оба рода деятельности, потому что каждый из них не ограничивает его свободу.

Несмотря на то, что в будущем году он отметит свое 80-летие, Кубанов активен, деятелен, трудоспособен. У него ясный ум и много энергии. А ведь он пережил много тяжёлых невосполнимых утрат, видел много горя. И убийство единственного сына Шамиля, и смерть супруги Зои, и кончину двоих родных братьев в ковидный 2020 год…

Спасают Махмута Муссаевича творчество, работа и семеро прекрасных внуков – все отличники. Это дети его дочерей Эллы и Светы.

Главный постулат в жизни Махмута Кубанова – это постоянное движение.

– Движение – это жизнь, а жизнь – это движение! – цитирует он Аристотеля. – Поэтому, пока вожу машину – буду водить, пока пишу стихи – буду писать, пока работаю – буду работать.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания Газета "Къарачай" журналисты заслуженный журналист КЧР Карачаево-Черкесское книжное издательство люди Махмут Кубанов народный поэт народный поэт КЧР поэт поэтические переводы поэтический сборник поэтическое творчество судьба человека творческая деятельность Творческие люди трудовая деятельность человек и его дело