День республики № 148 от 26.12.2023

Смысл жизни надо обрести самому

Зинаида Болатова много лет отдала преподавательской деятельности

27 декабря в 09:56
2 просмотра
Зинаида Болатова (в центре) в кругу своих близких
Зинаида Болатова (в центре) в кругу своих близких

В школе Зинаида мечтала поступить в крупный университет и стать юристом. Но её мама побоялась далеко отпускать дочь и уговорила ее остаться. В итоге Зина поступила в местный филиал Ставропольского политехнического института на специальность «промышленное и гражданское строительство».

Однако девочка от своей мечты не отказалась и, едва получив диплом, в 1982 году все же стала изучать право, благо такая возможность теперь появилась в родном политехническом институте.

Одновременно она работала лаборантом на кафедре архитектуры, а затем перевелась в колледж при политехе. Зинаиде дали часы, она преподавала дисциплину «строительные материалы», а получив юридическое образование, стала преподавать правовые дисциплины. Она быстро росла и даже стала председателем цикловой комиссии «Правоведение». В 2002 году ее избрали завотделением правоведения, где она работает и по сей день.

Разумеется, за эти годы Зинаидой Азретовной был накоплен большой опыт образования и воспитания молодежи. Ее кабинет с утра до вечера всегда открыт, и не только для консультаций, но и по любому вопросу, который может возникнуть у молодого человека или девушки. И это она считает самым важным.

Воспитание необходимо

Дело в том, что сейчас многое в образовании определяет идея модернизации. Официальные установки во главу угла ставят компетентность, способность и готовность студента эффективно действовать в любой проблемной ситуации. Эту задачу невозможно решить только образованием, одновременно должно происходить личностное самоопределение студента, освоение им культурного и нравственного опыта, а это – область воспитания. А идеи воспитания студентов чаще всего касаются формирования профессиональной культуры, считает Зинаида Болатова.

«К огромному сожалению, сегодня прослеживается в работе и отрицательная тенденция. Часть студентов, поступающих в колледж, демонстрирует недостаточные знания некоторых дисциплин, – с горечью констатирует З. Болатова. – Я могу это связать с отношением к учебе в целом, нежеланием учиться, зависимостью от гаджетов, отсутствием связи с родителями, которые, в свою очередь, не могут заниматься воспитанием своих детей из-за постоянной привязанности к работе…»

В современной педагогике благополучно уживаются самые разнообразные взгляды, позиции, опыт. Коллективистский образ воспитания остаётся в памяти преподавателей старшего поколения. Они испытывают тёплые воспоминания по студенческой дружбе, понятным и открытым отношениям и призывают опираться на традиции. Патриотический образ воспитания обращён к традиционным ценностям русской культуры. В университетах уже происходит естественное возвращение к жизни традиционных форм воспитательной работы, которые вызывают интерес студентов и имеют гарантированный успех.

Истинные ценности

Воспитание – это не педагогический акт и не воспитательное мероприятие, а ценность и смысл всего образовательного процесса, считает моя героиня. До недавнего времени целью была подготовка необходимого экономике «конкурентоспособного специалиста» и воспроизводство «граждан мира» – мобильных и толерантных «идеальных потребителей» товаров и услуг. И студенты выстраивали свою жизнь на определённых ценностях: здоровье, достатке, успехе, карьере, личном счастье, деньгах – и ориентировались на активность, целеустремлённость, уверенность в себе, способность рисковать, предприимчивость, свободу выбора. Между тем в педагогическом сознании страны всегда существует определённая Идея Человека. И трудно не заметить, что по основным параметрам она не совпадает с этими установками. Россияне всегда ценили совсем иные качества: душевность, искренность, понимание своего предназначения на Земле.

Но общество сейчас глубоко расколото социально, экономически и мировоззренчески, нет единства в представлениях о текущей реальности и завтрашнем дне.

Зажечь души может только пламенный

При этом есть и еще одна проблема. Воспитание возможно, если у самого педагога есть своя идеология, если он воодушевлён определёнными ценностями, пониманием смысла жизни. Только тогда он способен определять стратегию жизни своих воспитанников, направлять поиски ими смысла жизни. Воспитание всегда предполагает ответственность за цель.

«Сегодня на наших глазах сформировался новый тип, ориентированный, прежде всего, на жизненный успех, – говорит Зинаида Азретовна. – А ведь понятие благородства как раз и заключается в том, чтобы уметь ставить честь выше выгоды… Часть студентов снисходительно воспринимает и дружбу, понимает её как «тусовку», здесь серьёзно чувствуется социальное и материальное расслоение. Они не понимают, что нужно сформировать собственную систему ценностей, выйти на уровень серьёзной работы над собой, зачастую рассматривают свою учёбу даже не как путь в профессию, а просто средство получения в будущем престижной работы…»

Сфера услуг и сфера духа

Понятно, что современный преподаватель сосредоточен на учебном процессе. Он теперь призван учить студентов тому, как работать с информацией: разделять её на потоки, отбирать, накапливать, обновлять, использовать, при этом, к сожалению, доминирует утилитарный принцип отбора информации – она легче упаковывается в слайды для презентаций, чем фундаментальное знание. Преподаватели вынуждены закладывать в свои программы новые формы обучения, но реализуют их в прежних сценариях «дать – спросить», даже не предусматривая личностных контактов со студентами, и особое внимание уделяется контролю. По его результатам невероятно разросшийся менеджерский корпус будет делать выводы о качестве деятельности преподавателя.

«Нам долго внушали, что образование и воспитание – сфера услуг. Но это – иллюзия. Воспитание не может быть услугой, его нельзя продать «в одном пакете» с информацией и образовательной технологией. Оно имеет дело с жизненными смыслами, и никакие воспитательные акции не могут внедрить в сознание человека определённый смысл жизни. Для этого нужны его собственные усилия. Ценности не могут быть предъявлены молодому человеку и выучены им. Они скрыты в ситуациях повседневности, и они должны быть «выведены» самим студентом в общении с преподавателями и ровесниками. Нужно делать ставку на преподавателя не только как профессионала в определённой области знания, но и как воспитателя. Эта миссия преподавателя должна получить значимый статус в самой идеологии современного образования…» – считает Зинаида Болатова.

Справка

3 июня 1964 года был организован Черкесский политехникум. В июле 1975 года политехнический техникум был реорганизован в Черкесский автомобильно-дорожный техникум. 2 июля 1991 года техникум был реорганизован в автодорожный колледж вновь созданного Карачаево-Черкесского государственного технологического института. 15 июля 2003 года институт был преобразован в Карачаево-Черкесскую государственную технологическую академию, а автодорожный колледж переименован в среднепрофессиональный колледж. С первого дня основания техникума в течение 33 лет (с 1964 г. по 1998 г.) его бессменным директором был ветеран войны, заслуженный учитель РФ Василий Петрович Смагин. В феврале 2006 года колледжу было присвоено его имя.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
воспитательная деятельность воспитательная работа Зинаида Болатова люди образование патриотическое воспитание педагоги педагогическая деятельность педагогические работники педагогические технологии преподаватель система среднего профессионального образования среднее профессиональное образование среднепрофессиональные образовательные организации Среднепрофессиональный колледж СКГА студенты трудовая деятельность учебно-воспитательная работа человек и его дело Черкесск