День республики № 8 от 27.01.2024

Бронепоезда обороняли город

30 января в 16:22
 просмотров
Бронепоезда НКВД активно использовались для поражения огневых точек и живой силы противника
Бронепоезда НКВД активно использовались для поражения огневых точек и живой силы противника

Среди малоизвестных фактов в истории обороны Северной столицы войсками НКВД – боевой путь бронепоездов войск правопорядка, которые активно использовались для огневой поддержки пехоты, танковых частей, действовавших в полосе железной дороги, поражения огневых точек и живой силы противника.

Так, из материалов, хранящихся в фондах Центрального музея Росгвардии, известно, что экипаж бронепоезда 51-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог во время охраны моста через реку Великую с 22 по 28 июня 1941 года сбил 3 самолета противника. Еще через 9 дней в бою у станции Луга бронепоезд уничтожил вражеский танк, 5 танкеток и до 2-х взводов немецкой пехоты. На станции Плюсса бронепоезд подбил 7 танков, уничтожил и рассеял до 300 военнослужащих армии противника, подавил огонь минометной батареи. С конца августа до конца октября 1941 года бронепоезд вел бои по обороне переправ через реку Волхов, пресекая попытки противника перебраться на восточный берег реки. 24 октября бронепоезд попал под бомбежку и получил значительные потери.

Позже оба бронепоезда восстановили в рядах войск правопорядка как 23-й и 24-й отдельные бронепоезда войск НКВД по охране железных дорог. Службу по охране железнодорожных коммуникаций Октябрьской и Кировской железных дорог они продолжили совместно с 28-м отдельным бронепоездом, сформированным из бронепоезда 110-го стрелкового полка войск НКВД. С 15 июля 1941 года бронепоезд 110-го полка войск НКВД прикрывал участок Октябрьской железной дороги Веймарн – Волосово – Гатчина. В августе 1941 года сражался в составе войск группы полковника И. С. Донскова в районе Хийвонен. С 26 августа 1941 года вел бои на восточном берегу реки Сестры.

В апреле 1942 года он огнем поддерживал разведывательную операцию 291-й стрелковой дивизии в районе Черная Речка – Мертунь. В сентябре 1942 года бронепоезд участвовал в наступательной операции на высоты, находящиеся на западном берегу реки Сестры. В 1943 году бронепоезд, преобразованный в 28-й отдельный, находился в распоряжении командующего артиллерией 92-й стрелковой дивизии. По исследованиям сотрудников Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации, из военнослужащих бронепоезда даже формировались снайперские команды. С мая 1943 года по май 1944-го снайперы 28-го бронепоезда, стажируясь в воинских частях Западного фронта, ликвидировали 293 военнослужащих армии противника.

В 1944 году при снятии блокады Ленинграда и в дальнейших боях по освобождению Ленинградской области от фашистских захватчиков в составе артиллерийских групп 92-й и 109-й стрелковых дивизий бронепоезд участвовал в боях на Сестрорецком и Выборгском направлениях, прорыве обороны противника на Карельском участке фронта.

А. КОВАЛЕНКО
Поделиться
в соцсетях
80 лет снятия блокады Ленинграда блокада Ленинграда бронепоезд войск правопорядка Великая Отечественная война ВОВ история НКВД Тема дня Центральный музей Росгвардии