Мастерство со скифским колоритом
Аслан Алборов много лет занимается воссозданием элементов вооружения древних воинов, когда-то живших на Кавказе, - скифов и сарматов
Все, кто знает мастера Алборова, называют его незаурядным человеком. И правда, ведь то, чем он занимается многие годы, явно выходит за рамки обыденности.
Его дело не только вызывает интерес у многих, но и притягивает самых заядлых собирателей и коллекционеров.
Что именно Аслан создает и откуда он черпает идеи, мы узнали во время встречи с ним в его святая святых – мастерской, которая окутана волшебной аурой – аурой легенд и древних героев.
Природа помогает
– Воссоздавая предметы материальной культуры своих предков, надо знать не только историю, но и душу народа, культуру которого ты представляешь и воплощаешь в эти вещи, – утверждает мой герой. – Выкованный нож или выделанная кожа не станут произведением искусства, если не вложить в них свою душу, они просто станут предметами быта. Я же отношусь к каждой своей работе так, словно это последнее творение в моей жизни.
За 35 лет Аслан Алборов изготовил больше восьмисот ножей.
Как отмечает мастер из Северной Осетии, ключевая цель – воссоздать элементы вооружения древних воинов, когда-то живших на Кавказе. Оружие в скифо-сарматском стиле, на каждом изделии – отпечаток древней культуры. Для этого специалисты изучают исторические документы, перелопачивают горы литературы.
В процессе работы над оружием в ход идут природные материалы: дерево, кость, кожа, оленьи и буйволиные рога. Рога животных используют для декорирования. Пары оленьих рогов, к примеру, достаточно для одного или двух лучных наборов. Деревянные предметы и некоторые элементы в основном изготавливают из местного горного клена и ясеня. Идеален для них тис, но он занесен в Красную книгу, поэтому эта древесина используется очень редко.
– Благо природа у нас щедра на дары, она помогает нам, ничего не требуя взамен, – улыбается мастер. – Только будь с ней аккуратнее, цени ее, не бери больше, чем нужно, и оставайся благодарен ей.
А вот ковка лезвий ножей, кинжалов, наконечников на луки – другое дело. Металл не так сложно найти. Используется очень прочный сплав из переплавленных паровозных пружин. Отработанные детали Аслан покупает в пунктах сдачи металла или заказывает из других городов. Пружину нагревают, растягивают, расковывают молотом, делают из металла пластину нужной толщины и шлифуют до идеальной ровности. Уже после этого вырезается клинок. Кстати, нержавеющие сплавы в ход не идут – чтобы максимально сохранить технологию предков.
– Чаще всего в основу работ идут формы и даже орнаменты, взятые с раскопочных материалов из разных районов России и зарубежья, где были обнаружены остатки скифской культуры.
И, конечно же, элементы, найденные в исторических литературных источниках, – рассказывает Аслан. – Своего почти ничего не добавляем. Некоторые археологические образцы даже удается подержать в руках и досконально изучить. Так, однажды к нам попали старинные наконечники стрел, очень интересные экземпляры. Как-то принесли нам древние золотые серьги – дутые шары. Удивительно, как наши предки, не владея современными технологиями, умудрялись создавать подобное. Ведь нужно было нагреть металл и выдуть шар идеальной формы. Как они так могли без современных средств, не представляю.
Звериный стиль как средство общения
Мастер инкрустирует изделия в так называемом зверином стиле, который использовали скифские оружейники. Это вид орнамента с изображением животных: тотемных грифонов, барсов, орлов и особенно часто – оленей. Существует даже гипотеза, что изображение оленей у некоторых древних народностей было аналогом современного алфавита. Так они могли передавать информацию, возможно, тайную, о которой должны были знать лишь те, кто владел тем или иным оружием…
Но гравировка, пайка, сборка – это потом, сначала надо создать эскиз. Мастер делает рисунок, определяет материал и цвет.
– Любой мастер будет стараться, чтобы одно изделие не было точной копией другого, считая, что каждое из них должно быть индивидуальным. Легче, когда заранее представляешь конечный результат, работа получается планомерной, так, как и представлялась изначально. Иногда по ходу работы в голову приходят новые идеи, и тогда хочется быстрее завершить начатое и воплотить новое.
Одна из самых колоритных и сложных в исполнении работ оружейного мастера – лучный комплект. Как говорит Аслан Алборов, в набор входят сборный скифский короткий лук для ближнего боя, два ножа, колчан, стрелы и пояс. Лучные наборы инкрустируют костью и серебром – его уходит около килограмма. Тетива изготавливается из шелковой нити, стрелы – из дерева и бронзы.
– Несколько лет назад в Осетии решили реконструировать состязания на древнем поле Зилахар. Оно упоминается в нартском эпосе: нарты устраивали там игрища и состязания. Мы решили сделать для соревнований лук – именно такой, каким пользовались на охоте или в бою наши предки. С удовольствием приступил к работе, но процесс оказался неожиданно трудоемким. Каждая мелочь имела огромное значение.
К сожалению, первые луки получились неудачными.
– Это было очень обидно: делаешь лук, а на это уходило два-три месяца, вкладываешь силы и душу, а он при натяжении тетивы ломается! Мы стали анализировать, в чем причина, и наконец поняли, что дело все в неправильной обработке дерева.
– Наверняка вы видели на срезе ствола годовые кольца, – объясняет Аслан. – Часть дерева между кольцами – твердая, а само кольцо – достаточно мягкое. Поэтому если оно пройдет поперек, изделие сломается именно в этом месте. Мы это выяснили опытным путем, переломав немало практически завершенных изделий. Стоит такой лучный комплект, между прочим, около миллиона рублей, – отметил Аслан.
Подарок для Путина
По словам оружейника, со временем изделия меняются, становятся только лучше: на них появляется благородный налет. Несколько браслетов, скифское ожерелье, оружие и кольчуга из мастерской Алборова хранятся в Национальном музее Северной Осетии. Одни из лучших образцов хранятся в коллекциях известных людей по всему миру.
Среди знаменитостей, которым были преподнесены в дар работы мастера Алборова, – Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Дмитрий Медведев, Николай Патрушев, патриарх Кирилл.
– Несколько лет назад Владимиру Путину подарили наш ритуальный нож, – рассказывает Аслан Алборов. – Год назад коллекция нашего Президента пополнилась еще одной работой – лучным набором. Когда ему преподнесли подарок, он сразу понял, что это изделие из Осетии. Владимир Владимирович так и сказал: «Вижу, это осетинская работа!» Признаюсь, было очень приятно.
Чтобы мастерство продолжалось
Мастерить, быть мастером – это в каком-то роде традиции. А цель любой традиции – передать последующему поколению нормы, правила, ценности и забытое порой искусство и секреты мастерства. Трудно стать мастером, если не изучишь то, что создали до тебя. Наш герой тоже так считает и старается научить своих учеников тому, что знает и умеет сам.
– Давно хотелось открыть на базе нашей мастерской учебный класс, – говорит Аслан. – Получилось… В данный момент в мастерской трудятся студенты Североосетинского горно-металлургического института и художественного училища, они проходят практику. Достаточно заглянуть им в глаза и понимаешь, насколько им нравится работать, обрабатывать дерево, точить и пилить металл, скоблить и выливать серебро, дубить и выделывать кожу. Как правило, в местах, где создается что-то прекрасное своими руками, где рождаются идеи и производятся красивые, эстетические вещи, – всегда здоровая, душевная и теплая атмосфера. Замечательно, что такая атмосфера импонирует моим начинающим ценителям и создателям пока еще не огранённой красоты.
Наверное, любой, кто что-то умеет делать руками, захотел бы научить этому того, кто это искренне оценит, чтобы, как считает Аслан, мастерство имело продолжение. А продолжить его могут эти самые ребята с горящими глазами. Многие художники, поэты, писатели сначала копировали стиль великих, но затем находили что-то своё, новое и индивидуальное. Аслан Алборов тоже ищет старое, но в итоге создает новое, а потом этим новым охотно делится с молодежью.
Дела у Аслана идут хорошо, работы ценятся, мастерская для обучения ремеслу работает. А не так давно осуществилась еще одна его мечта – был открыт музей, где хранятся и демонстрируются работы мастера. Просторное помещение выбрал и оформил сам Аслан, ну а власти его поддержали.
Кстати,
о том, что журналист из Карачаево-Черкесии собирается посетить мастерскую, Аслан Алборов узнал лишь за пару часов до встречи. Этого времени оказалось достаточно, чтобы проявить присущее осетинской натуре гостеприимство и подготовить сюрприз в виде изящного серебряного колечка, достойного пальчика скифской княжны. Размер мастер угадал, и теперь это кольцо напоминает мне о яркой и интересной встрече с настоящим Мастером Своего Дела.
{{commentsCount}}
Комментариев нет