Великий дар Мухарбека Акова
Нынешней зимой исполнилось 75 лет со дня рождения этого талантливого черкесского актера театра и кино
Ушедший в мир иной не умирает, пока остается хоть один человек, который думает о нём, вспоминает, любит… Любимец многих поколений, великолепный черкесский актер театра и кино, чей светильник жизни погас в 38 лет, Мухарбек Огурлиевич Аков остаётся в памяти как славный сын своего народа.
Мухарбек Огурлиевич родился 18 января 1949 года в долине реки Малый Зеленчук, в старинном черкесском ауле Жако, который актёр боготворил до конца своей жизни. После окончания восьмого класса он работал учеником электрика, в числе первых поступил учиться на монтажника-высотника в семнадцатое профтехучилище. Серьезно увлёкшись спортом, он начал заниматься самбо и дзюдо, играл в волейбол, баскетбол, футбол, обожал конный спорт. И это увлечение заставило его даже подумать о профессии тренера, учителя физкультуры.
Но однажды ему попалась в руки газета с объявлением о дополнительном наборе в театральный институт в городе Тбилиси, в черкесскую группу… И неожиданно для всех друзей, студентов 3-го курса спортивного факультета Карачаево-Черкесского пединститута, Мухарбек покидает его стены и оказывается в Тбилисском институте театрального искусства имени Шота Руставели. Тогда Мухарбеку пришлось досдавать 53 зачёта и экзамена. И он справился с этим, настолько было велико его желание стать студентом этого вуза. Первый учебный спектакль, и… судьба Мухарбека до конца его жизни была предрешена – она навсегда оказалась связанной с театром.
Мухарбек горел театральным искусством. Часто говорил: «Готового рецепта, как стать актёром, дать не могу. Просто нужно очень любить это дело, как, впрочем, любое, которым занимаешься».
В его неожиданном выборе профессии, несомненно, сыграли роль и гены. Как рассказывают старожилы, отец Мухарбека, не имея никакого представления о тонкостях театра, был прекрасным сказителем, рассказчиком, актёром в жизни.
Мухарбек вспоминал, как земляки, увидев его выступление, когда он впервые играл на сцене родного аула Жако, воскликнули: «Всё верно! Кто-то из сыновей Огурли должен был стать актёром!».
В 1972 году в числе выпускников театрального института Мухарбек возвращается на родину и становится одним из первых артистов, который закладывает фундамент в историю черкесского профессионального театра. Здесь Мухарбек сразу же обращает на себя внимание не только своими незаурядными актёрскими данными, знаниями, полученными в стенах Тбилисского театрального института, но и своей атлетической богатырской фигурой, мужественным лицом, подобно нартскому герою Сосруко.
Первая же роль Мухарбека на сцене вызвала у зрителей живой интерес. После нее зрительные залы переполнялись, если становилось известно, что в спектакле участвует Мухарбек Аков. Люди знали точно, что актер «ввернёт» в речь своего персонажа такие шутки, которые ещё долго-долго будут передаваться из уст в уста, поражая своей остротой и простотой. Большинство зрителей знали его как комедийного актёра. В спектаклях с его участием зрители смеялись «до упаду».
Со временем репертуар черкесской труппы начал пополняться постановками пьес русских и зарубежных классиков. Началось становление Мухарбека как трагедийного актёра. И визитной карточкой стал спектакль по пьесе П. Джакометти «Семья преступника», в котором Мухарбек сыграл главную роль.
За свою недолгую творческую карьеру в черкесской труппе республиканского драматического театра Мухарбек Огурлиевич сыграл в 70 спектаклях. Причем самому Акову больше всего нравилось играть отрицательных героев. Он считал, что они ярче, что злодеи интересны тем, что всячески скрывают свою суть. Если бы ему предоставили право выбирать, кого играть – Отелло или Яго, он бы однозначно предпочёл последнего. Хотя во всех ролях Мухарбек Аков был великолепен, поскольку был настоящим профессионалом.
Одной из вершин в творчестве Мухарбека как актёра театра стала роль эфенди в спектакле по пьесе Мухамеда Добагова и Маталио Абдокова, написанной по повести известного черкесского писателя Абдулаха Охтова «Камень Асият». Пиком актёрского мастерства Мухарбека является и роль Мустафы в спектакле «Ленинградский эшелон» по пьесе Хасамби Карданова.
А его успех в кинематографе?! Эпизодическая, по первоначальному сценарию, роль Хан-Гирея в кинофильме «Юнармия» в исполнении актера Акова переросла в одну из центральных. Мухарбек профессионально сумел создать образ горского князя, решительного, умного и ловкого.
Удачной ролью в кино можно считать и образ участкового Рябинина в кинофильме «По следу властелина». Мухарбек, конечно же, как талантливый актёр проявил себя в фильмах «Огненное детство», «Красные колокола», «Гляди веселей». Но наибольшего успеха Аков достиг в роли Ризы в картине «Колокол священной кузни», снятой на киностудии «Мосфильм». Роль, созданная Аковым, стала, пожалуй, одной из лучших актёрских работ в фильме.
Когда Мухарбек прочитал сценарий, то не мог выбросить из головы образ Ризы. Абрек запал ему в душу. Он бредил им, ощущал его в себе и по какому-то зову на кинопробу вышел в костюме и гриме абрека, а не урядника. И когда он услышал возглас Шалодия Аджинджала – автора сценария фильма: «Вот же абрек, которого мы ищем!», он почувствовал себя на вершине счастья.
Лебединой же песней его стала роль пленника-черкеса в фильме «Хромой дервиш». Словно предчувствуя скорый уход, Аков использовал эту роль, чтобы напомнить миру о трагедии черкесского народа, разбросанного по всему миру. Он заговорил с экрана на черкесском языке. В музыкальном сопровождении эпизодов с черкесом зазвучала горестная песня «Дорога в Стамбул» – песня о великом исходе адыгов.
Впрочем, в каждой роли он оставался сыном своего народа, сыном гор и маленького аула Жако. А снялся Мухарбек в двенадцати художественных фильмах. Дебютировал во «Всаднике с молнией в руках» на киностудии имени Горького в 1974 году. Работал с режиссёрами Вадимом Дербеневым, Юрием Швыревым, Сергеем Бондарчуком. Ему посчастливилось играть с такими мастерами кино, как В. Самойлов, И. Рыжов, Л. Зайцева, В. Этуш, В. Кикабидзе…
Но каждый раз, выходя к большой аудитории, он всегда помнил и скучал по малой сцене аула или заводского клуба, по живым аплодисментам и возгласам, глазам зрителей. Ему дорога была эмоциональная реакция присутствующих на спектакле…
Магнетизм его личности настолько велик, что о нем и сейчас говорят в настоящем времени. Его талант высоко ценили не только на родине, но и далеко за ее пределами: в Абхазии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Москве и других городах и странах, где живут наши соотечественники. Мухарбек был народным артистом и любимцем публики.
Вспоминают, что он заслушивался легендами и преданиями, которые рассказывал отец и которые потом, придя из уголков детской памяти, оформились у него уже в зрелом возрасте в рассказы, составившие небольшой сборник. Написал он немного, и основой каждого его произведения являлось народное творчество. И за этими короткими рассказами – талант, человек с душой открытой и ранимой.
Литературная деятельность была только одной из граней его таланта. Любовь к черкесскому театру, к сцене, к зрителю всегда оставалась для него на первом месте. И не удивительно, что его заслуги были по достоинству оценены в Абхазской и Кабардино-Балкарской республиках, где ему были присвоены почетные звания народного и заслуженного артиста, а любимый черкесский театр сейчас носит его имя…
Факт
Рассказывают, что Мухарбек Аков появился на свет на полевом стане. И в ту же ночь на том же стане родился жеребёнок. И земляки утверждали, что «Мухарбек стал ездить верхом раньше, чем начал ходить». Так или иначе, но Мухарбек умел найти «общий язык» с лошадьми – этому его в детстве научил отец. И это очень помогло актеру в работе над той же ролью абрека Ризы в фильме «Колокол священной кузни».
{{commentsCount}}
Комментариев нет