По стопам отца, не снижая планки
Аслан Магомедов сыграл порядка 70 ролей на сцене родного театра
Аслан Магомедов, главный режиссер Лакского музыкально-драматического театра, пожалуй, один из самых востребованных актеров сегодня. Народный артист Дагестана, лауреат многих фестивалей, конкурсов и смотров международного, российского, регионального и республиканского масштабов. А недавно Указом Президента страны ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста Российской Федерации.
– Конечно, приятно, что меня отметили, – говорит Аслан Садыкович. – Но, знаете, я никогда себе цели не ставил получать звания и прочее. Искусство – не плановое хозяйство, где каждую пятилетку надо достигать определенных результатов, завоевывать награды. Я знаю много прекрасных актеров, в том числе и в нашем театре, которые ушли, так и не дождавшись или не дожив до каких-то званий, но о них помнят и их любят зрители. В моем понимании эта народная любовь – то, что должно быть для актера превыше всего. Меня папа, а он тоже отдал всю жизнь служению театру, так воспитал, что самая главная цель – выйти на сцену и покорить сердце зрителя.
– Вашего отца называли дагестанским Райкиным. Каково быть сыном блестящего актера и продолжать его дело?
– Это хорошо и плохо одновременно. Хорошо, потому что передо мной всегда был эталон служения своему делу. А плохо, поскольку зрители нас постоянно сравнивали. Но сравнения меня и отца были не совсем уместны, ведь мы актеры разного плана: я – актер драмы, а папа играл в основном в комедиях, хотя, уверен в этом, он блестяще справился бы с любой драматической ролью. Вообще то поколение, стоявшее, можно сказать, у истоков театра, было поколением самородков. Не имея профессионального образования, они сами себя создали, постоянно работая над собой, совершенствуя навыки. Они собирали огромные аудитории, и без микрофонов каждая их фраза доходила до зрителя. Вот это был уровень! И, будучи сыном человека, который вот так работал ради искусства, искренне любя своего зрителя, ты не имеешь права опускать планку.
– Вам в отличие от отца посчастливилось получить профессиональное образование – окончили один из ведущих театральных вузов бывшего СССР – Государственный театральный институт (Тбилиси) по специальности «актер драматического театра и кино».
– Да, но я считаю, что мне еще расти и расти до той народной любви, которую имел мой отец. А так, безусловно, учеба в престижном вузе сыграла заметную роль в моем творческом становлении. Там всё было так устроено, что к концу обучения студент буквально пропитан духом театра. Представьте, в Тбилиси три ведущих профессиональных театра, и студентам давали возможность бесплатно посещать 10 спектаклей каждого из них. Плюс для нас покупались билеты, когда приезжали на гастроли известные в Союзе театры из Москвы, Ленинграда, звёзды советской сцены… Сегодня, вспоминая эти прекрасные годы, я благодарю судьбу за то, что мне посчастливилось жить тогда и быть частью того советского Тбилиси, учиться под началом талантливых наставников.
– Кстати, о наставниках. Расскажите, пожалуйста, немного о них.
– Впервые, еще до поступления в вуз, на сцену меня вывел народный артист РСФСР Гамид Алиевич Рустамов. Это был блестящий мастер и педагог. Тренинги, разборы этюдов, лекции про известных новаторов театра – у него я получил очень мощную базу.
Уже в институте хорошую школу я прошел под началом профессора Нугзара Михайловича Гучавы. Он видел, что я хорошо исполняю молодые роли, и настойчиво давал мне роли возрастных героев. Это было непростой задачей, но таким путём он готовил меня к тому, чтобы я мог создать разного рода образы.
Учеба продолжилась и после окончания вуза, в театре, у Валерия Абдуловича Эфендиева. Он ждал, пока я завершу обучение и приеду, чтобы поставить «Чинарский манифест» Бадри Ломидзе. Это была сложная роль. Почти два часа я не сходил со сцены. Но под руководством талантливого режиссера всё получилось, за эту роль получил Госпремию Дагестана. А следом был поставлен «Кабанчик» по пьесе В. Розова. И он имел большой успех – на республиканском театральном конкурсе мне присудили первое место за лучшую мужскую роль. Получился мощный старт в самом начале.
– Под началом Валерия Эфендиева вы не только получили мощный старт как актер, но и стали режиссером. Сейчас же вы весьма успешны и там, и там. Не сложно?
– Трудно, когда играешь в спектакле, который сам же и ставишь. На первых порах я часто так делал. Когда ставил «Хануму», понял, что надо с этим завязывать. Теперь у меня правило – если ставлю, то не играю.
– А актерские навыки помогают вам как режиссеру?
– Однозначно. Если знаешь актерскую кухню изнутри, совсем по-другому выстраивается диалог с актером в постановке, которую ставишь. Я могу выйти на сцену и показать, как нужно, разобрать, что и где актер делает не так. Сейчас на курсах режиссуры проходят актерское мастерство, и это очень правильно. Режиссеры-теоретики много и красиво говорят, в результате получается спектакль весь такой навороченный, а актер на второй план отходит. Этого быть не должно.
– В последние годы Лакский театр часто приглашает режиссеров со стороны. Каково работать с ними в качестве актера?
– Когда я актер, то отбрасываю в сторону свое режиссерское эго. Как на корабле должен быть один капитан, так и в спектакле должен быть один режиссер. Это мое правило. Наверное, поэтому у меня никогда не бывает разногласий с приглашенными режиссерами…
Мадина АХМЕДОВА,
Газета «Дагестанская правда».
Кстати,
в качестве режиссера Аслан Магомедов создал более 40 спектаклей, большая часть которых получила высокую оценку критиков, прессы, зрителей. Многие его постановки представляли республику на международных фестивалях и смотрах. Всё это – результат долгого упорного и кропотливого труда.
{{commentsCount}}
Комментариев нет