День республики № 43 от 18.04.2024

Как воспитать настоящего гражданина

В современных условиях как никогда остро встает вопрос о культивировании патриотизма

19 апреля в 09:40
3 просмотра
Ахмат ЭРКЕНОВ, профессор, доктор технических наук, почётный работник высшего профобразования РФ
Ахмат ЭРКЕНОВ, профессор, доктор технических наук, почётный работник высшего профобразования РФ

Воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей общества, и от того, насколько она эффективно решается и реализуется в жизнедеятельности каждого человека, народа, зависят настоящее и будущее страны.

Семья и школа

Важнейшим инструментом формирования полноценного члена общества, безусловно, является институт семейного воспитания. Именно в семье закладываются будущее мировоззрение, представления о совести, чести, порядочности.

В школе ребенок развивает социальный опыт, полученный в раннем возрасте, общаясь со своими одноклассниками, педагогами. Здесь многое зависит от учителя, который должен быть не только профессиональным предметником, а учителем жизни, наставником.

Дайте ребёнку книгу, и он изменит мир, сказал великий Эйнштейн. Именно знания, основанные на внутренней убеждённости человека, являются инструментом познания окружающего мира и самого себя. Поэтому и во всех религиозных учениях заложен культ знаний. «Ищите знания, даже если необходимо будет отправиться в Китай», – призывал пророк Мухаммед. Для свободного, богобоязненного человека, владеющего знаниями, необходимо не только знать, что такое добро и зло, а стать самому добрым, быть достойным счастья.

Традиции

В процессе образования (который должен продолжаться всю жизнь) человек приобретает знания и приобщается к культуре, традициям и обычаям своей страны, своего народа, усваивает опыт предыдущих поколений и развивает его.

Хорошим примером является «Тау Адет» – горский этикет карачаевского и балкарского народа, который формирует у человека ощущение принадлежности народу. Важную роль в системе горского воспитания играли такие институты, как род и квартал. В последнее время, увы, их значение уменьшается. Между тем Ханбали Хачиров, заслуженный учитель, прекрасно владеющий родным языком, более 60 лет преподававший его в средней школе аула Эльтаркач, образец воспитанности, пользующийся всеобщим уважением, мудрый по жизни, говорил: «Не будет ошибкой, если я скажу, что моё поколение и последующие поколения воспитывали фамильный род и квартал».

Подобное отношение к воспитанию было у многих народов. Так, в казачьей среде «станичная педагогика» заключалась в принципе «воспитание всеми всех», культивировалось уважительное отношение младших к старшим, при этом старшие сами должны были подавать пример. Нарушители общественного порядка подлежали наказанию. Поощрялась бескорыстная взаимопомощь: «… своё не делай, а другому помоги». Казаку надлежало верить в Бога, почитать предков.

Так было и так должно быть! Опираясь на опыт старшего поколения, человек формирует собственную нравственную систему, основанную на личной ответственности и совести.

Исрапил Бексултанович Чаниев со своим сыном Хамзатом пашут землю
Исрапил Бексултанович Чаниев со своим сыном Хамзатом пашут землю
Источник — Фото Андрея СМОЛЬНИКОВА
Язык

Важной частью культуры является язык, с помощью которого человек изучает, познаёт свою и культуру других народов мира. Русский язык – государственный язык нашей страны, язык межнационального общения. Это как большая река, которая подпитывается окружающими малыми ручейками. При этом, как отмечал академик Дмитрий Лихачев, родной язык народа является «главной культурной ценностью для любого народа малого или большого», без его знания невозможно развивать национальную культуру. Сохранение самобытной культуры и языков народов нашей страны гарантируют Конституция России, федеральное и региональное законодательство.

Общение на родном языке возможно в среде, в которой говорят и понимают язык. К сожалению, во многих молодых семьях родители сами плохо знают и потому очень редко общаются на родном языке. Более того, его изучение воспринимается как помеха в получении образования: зачем учить то, что не потребуется при поступлении в институт? На самом деле такие утверждения граничат с преступлением. Ведь, потеряв язык, мы утратим культуру, традиции, а со временем исчезнем как народ.

Родина

Центральной задачей современной системы воспитания должно стать культивирование патриотизма. Молодой человек должен понимать, что у каждого жителя страны наряду с правами есть еще и обязанности: защищать Отчизну, заботиться о своей малой родине, семье, близких, чтить законы государства. Он не сможет стать настоящим гражданином, если не будет иметь представления о чести, совести, справедливости, не будет знать обычаев и традиций своего народа.

Сегодня против нашей страны коллективным Западом развернута полномасштабная информационная война, наши «оппоненты» стремятся исказить, переписать исторические уроки Великой Отечественной войны, а зачастую просто нагло присвоить себе Великую Победу. Поэтому общество сегодня как никогда нуждается в правде, «ложь не нужна, ей грош цена». О недопустимости такой риторики очень жёстко высказался Президент нашей страны Владимир Путин: «Мы обязаны защищать правду о Великой Отечественной войне. Наш ответ на ложь – это правда».

Только правда, реальные поступки и твердые принципы помогут воспитать молодёжь в духе интернационализма и патриотизма. Именно любовь к Родине является главной национальной идеей нашего государства. Мы должны чувствовать уважение к самим себе, к своей стране, её истории, должны научиться ценить и уважать друг друга, беречь и развивать то общее, что объединяло нас многие века.

Мы должны помнить и руководствоваться словами великого Айтматова: «Жить и поступать по совести не всегда бывает легко, но именно благородство совести делает жизнь общества одухотворенной идеями и мечтой, позволяет держать в эталонной чистоте вечные заповеди нравственности».

Поделиться
в соцсетях
Ахмат Эркенов воспитание детей духовно-нравственное воспитание молодежи информационная война мнение национальная культура национальное воспитание национальные традиции патриотизм патриотическое воспитание Позиция Почетный работник высшего профессионального образования РФ профессор родной язык семейное воспитание сохранение и развитие языков народов РФ сохранение народных традиций сохранение родного языка сохранение традиций и языков народов РФ сохранение языка и культуры традиции