Необычный урок в школе
В гимназии № 9 Черкесска прошло мероприятие, посвященное традициям воинской доблести у народов республики
О важности и нужности патриотического воспитания сказано много. Делается в этом направлении тоже немало, особенно в последние годы. Увы, как это часто бывает в массовой работе, не обходится без формализма. Между тем недавно нам посчастливилось побывать на совершенно необычном мероприятии в самой обычной школе, в самом обычном классе.
Мадина Салпагарова много лет преподает историю и обществознание в гимназии № 9 и пользуется репутацией отменного педагога-предметника. Как никто другой, она отлично знает, что без знания истории своей малой родины, своего народа невозможно по-настоящему понять историю государства Российского. Ее доклад о преподавании регионального компонента в средней школе вызвал неподдельный интерес участников Всероссийской научно-практической конференции «Баталпашинские чтения 2023», которая проходила в Черкесске в октябре прошлого года (см. «ДР» № 116 от 12 октября 2023 года). История Карачаево-Черкесии содержит массу примеров героических подвигов наших земляков, которые Мадина Джамаловна мастерски использует на своих уроках.
В нынешнем году исполняется 110 лет с начала Первой мировой войны, которую современники называли Великой войной, а в следующем году наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. На фронтах плечом к плечу сражались русские и горцы, демонстрируя чудеса воинского героизма. Как опытный педагог Мадина Салпагарова не могла пройти мимо таких дат и подготовила открытый урок «Кавказ в войнах России». Это был не совсем обычный урок. По сути, получилась самая настоящая научная конференция, доклады на которую подготовили учащиеся 8 «Б» класса. Выбранная форма позволила уйти от неизбежного учительского диктата и передать инициативу самим ученикам, что очень важно для полного погружения в предмет изучения и его понимания. В четырнадцать лет подросток обладает достаточными навыками, чтобы самостоятельно проштудировать литературу и источники, на основании которых подготовить собственное небольшое исследование. Не нужно говорить, что полученные таким образом знания он запомнит гораздо лучше, чем лекцию педагога. Интересный, отличающийся от учебника материал в изложении сверстника также будет лучше восприниматься одноклассниками докладчика.
Основная задумка урока заключалась в том, чтобы донести до ребят важную идею: героизм, проявленный нашими земляками в годы Первой мировой, Великой Отечественной войн и нынешнего противоборства с Западом, имеет глубокие корни. Воинские традиции, понятия о чести и доблести испокон века присущи всем народам Карачаево-Черкесии.
И это, безусловно, удалось.
Самый живой интерес у ребят вызвал доклад Даны Дышековой об адыгском рыцарстве. Да-да, именно рыцарстве, причем не в переносном, а самом прямом, научном смысле этого слова, ибо институт адыгских воинов-уорков и связанная с ним система социальных отношений по многим параметрам были весьма близки по содержанию с институтом европейского средневекового рыцарства.
Неукоснительно следуя общеадыгскому этикету адыге-хабзэ, адыгские рыцари имели еще и свой кодекс чести – уэркъ-хабзэ, который помимо этикета воина содержал еще и элементы поклонения даме.
После такого исторического экскурса рассказ Камиллы Дауровой о черкесах, ставших Героями России, воспринимался совершенно в необычном свете. Подвиг наших современников теперь понимался как логическое продолжение древней воинской традиции, и, несмотря на века, разделяющие героев, можно быть уверенным, что и деды, и их правнуки мыслили одними категориями и понятия «честь», «мужество», «благородство», «верность клятве» имели для них одинаковую ценность.
Представленный Магамедом Айбазовым доклад о хорунжем Кавказской туземной дивизии Джатдае Байрамукове, обладателе «полного банта» Георгиевских крестов всех четырех степеней», у всего класса вызвал чувство заслуженной гордости. Именно такие герои как Джатдай ковали славу Российской армии и вызывали ужас у неприятеля.
Логически связанными оказались выступления Леона Чекалова и Амалии Лиевой. Леон, серьезно занимающийся живописью, представил уникальный проект об оружии и обмундировании у абазин, причем все иллюстрации были выполнены Леоном самостоятельно. Рассказ Леона о «делах давно минувших дней» получил продолжение в докладе Амалии об абазинах – героях Великой Отечественной войны. И снова стало ясно, что дух воина-патриота никуда не делся, и сегодня потомки героев выполняют свой ратный долг.
И, конечно, на таком уроке не могли пройти мимо ключевого события в истории нашей республики – победы отряда генерала Ивана Германа над корпусом турецкого сераскира Батал-паши. Доклад по этой теме сделала Настя Кулябцева. Кстати, донскому казаку, войсковому старшине Гавриилу Луковкину, пленившему турецкого сераскира, было всего восемнадцать лет, то есть немногим больше, чем ребятам, собравшимся в классе.
Так что поставленной цели педагог добился. Ребята почувствовали гордость и за свой народ, и за свою малую родину, воспитавшую столько героев, и за нашу великую страну, Россию, сражаться за которую – огромная честь.
Досье
Салпагарова Мадина Джамаловна – учитель истории и обществознания. Работает в гимназии № 9 Черкесска с 1995 года. Активно участвует вместе со своими учениками в проектных работах, конкурсах. Среди ее воспитанников много победителей олимпиад различного уровня, выпускники-стобалльники.
{{commentsCount}}
Комментариев нет