День республики № 53 от 16.05.2024

Необычный урок в школе

В гимназии № 9 Черкесска прошло мероприятие, посвященное традициям воинской доблести у народов республики

17 мая в 11:56
3 просмотра
Мадина Салпагарова и ученица 8 «Б» Анастасия Кулябцева
Мадина Салпагарова и ученица 8 «Б» Анастасия Кулябцева

О важности и нужности патриотического воспитания сказано много. Делается в этом направлении тоже немало, особенно в последние годы. Увы, как это часто бывает в массовой работе, не обходится без формализма. Между тем недавно нам посчастливилось побывать на совершенно необычном мероприятии в самой обычной школе, в самом обычном классе.

Мадина Салпагарова много лет преподает историю и обществознание в гимназии № 9 и пользуется репутацией отменного педагога-предметника. Как никто другой, она отлично знает, что без знания истории своей малой родины, своего народа невозможно по-настоящему понять историю государства Российского. Ее доклад о преподавании регионального компонента в средней школе вызвал неподдельный интерес участников Всероссийской научно-практической конференции «Баталпашинские чтения 2023», которая проходила в Черкесске в октябре прошлого года (см. «ДР» № 116 от 12 октября 2023 года). История Карачаево-Черкесии содержит массу примеров героических подвигов наших земляков, которые Мадина Джамаловна мастерски использует на своих уроках.

В нынешнем году исполняется 110 лет с начала Первой мировой войны, которую современники называли Великой войной, а в следующем году наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. На фронтах плечом к плечу сражались русские и горцы, демонстрируя чудеса воинского героизма. Как опытный педагог Мадина Салпагарова не могла пройти мимо таких дат и подготовила открытый урок «Кавказ в войнах России». Это был не совсем обычный урок. По сути, получилась самая настоящая научная конференция, доклады на которую подготовили учащиеся 8 «Б» класса. Выбранная форма позволила уйти от неизбежного учительского диктата и передать инициативу самим ученикам, что очень важно для полного погружения в предмет изучения и его понимания. В четырнадцать лет подросток обладает достаточными навыками, чтобы самостоятельно проштудировать литературу и источники, на основании которых подготовить собственное небольшое исследование. Не нужно говорить, что полученные таким образом знания он запомнит гораздо лучше, чем лекцию педагога. Интересный, отличающийся от учебника материал в изложении сверстника также будет лучше восприниматься одноклассниками докладчика.

Основная задумка урока заключалась в том, чтобы донести до ребят важную идею: героизм, проявленный нашими земляками в годы Первой мировой, Великой Отечественной войн и нынешнего противоборства с Западом, имеет глубокие корни. Воинские традиции, понятия о чести и доблести испокон века присущи всем народам Карачаево-Черкесии.

И это, безусловно, удалось.

Самый живой интерес у ребят вызвал доклад Даны Дышековой об адыгском рыцарстве. Да-да, именно рыцарстве, причем не в переносном, а самом прямом, научном смысле этого слова, ибо институт адыгских воинов-уорков и связанная с ним система социальных отношений по многим параметрам были весьма близки по содержанию с институтом европейского средневекового рыцарства.

Неукоснительно следуя общеадыгскому этикету адыге-хабзэ, адыгские рыцари имели еще и свой кодекс чести – уэркъ-хабзэ, который помимо этикета воина содержал еще и элементы поклонения даме.

После такого исторического экскурса рассказ Камиллы Дауровой о черкесах, ставших Героями России, воспринимался совершенно в необычном свете. Подвиг наших современников теперь понимался как логическое продолжение древней воинской традиции, и, несмотря на века, разделяющие героев, можно быть уверенным, что и деды, и их правнуки мыслили одними категориями и понятия «честь», «мужество», «благородство», «верность клятве» имели для них одинаковую ценность.

Представленный Магамедом Айбазовым доклад о хорунжем Кавказской туземной дивизии Джатдае Байрамукове, обладателе «полного банта» Георгиевских крестов всех четырех степеней», у всего класса вызвал чувство заслуженной гордости. Именно такие герои как Джатдай ковали славу Российской армии и вызывали ужас у неприятеля.

Логически связанными оказались выступления Леона Чекалова и Амалии Лиевой. Леон, серьезно занимающийся живописью, представил уникальный проект об оружии и обмундировании у абазин, причем все иллюстрации были выполнены Леоном самостоятельно. Рассказ Леона о «делах давно минувших дней» получил продолжение в докладе Амалии об абазинах – героях Великой Отечественной войны. И снова стало ясно, что дух воина-патриота никуда не делся, и сегодня потомки героев выполняют свой ратный долг.

И, конечно, на таком уроке не могли пройти мимо ключевого события в истории нашей республики – победы отряда генерала Ивана Германа над корпусом турецкого сераскира Батал-паши. Доклад по этой теме сделала Настя Кулябцева. Кстати, донскому казаку, войсковому старшине Гавриилу Луковкину, пленившему турецкого сераскира, было всего восемнадцать лет, то есть немногим больше, чем ребятам, собравшимся в классе.

Так что поставленной цели педагог добился. Ребята почувствовали гордость и за свой народ, и за свою малую родину, воспитавшую столько героев, и за нашу великую страну, Россию, сражаться за которую – огромная честь.

Досье

Салпагарова Мадина Джамаловна – учитель истории и обществознания. Работает в гимназии № 9 Черкесска с 1995 года. Активно участвует вместе со своими учениками в проектных работах, конкурсах. Среди ее воспитанников много победителей олимпиад различного уровня, выпускники-стобалльники.

Н. КРАТОВА
доцент, кандидат исторических наук
Поделиться
в соцсетях
Великая Отечественная война военно-патриотическое воспитание гимназия №9 доклад история история КЧР история народов Кавказа Мадина Салпагарова научная конференция научные исследования образование общеобразовательные учреждения открытый урок патриотическое воспитание педагоги педагогическая деятельность педагогические работники Первая мировая война Растим патриотов урок "Кавказ в войнах России" учитель истории и обществознания Черкесск школа школьники