День республики № 71 от 27.06.2024

Не всем надо доверять

В Министерстве внутренних дел по КЧР состоялся круглый стол с участием представителей правоохранительных органов и СМИ

28 июня в 13:45
 просмотров
На круглом столе шел серьезный разговор о телефонных мошенниках
На круглом столе шел серьезный разговор о телефонных мошенниках

Мероприятие было посвящено одной из актуальных проблем современности – дистанционному мошенничеству, которое происходит в основном через телефонную связь и современные гаджеты. Как же противостоять жуликам и возможно ли вообще победить эту напасть?

Открывая мероприятие, заместитель начальника полиции МВД по Карачаево-Черкесской Республике Ануар Шаев отметил, что в настоящее время активно распространен вид телефонного мошенничества: злоумышленники звонят и представляются сотрудниками служб безопасности банков, после чего дезинформируют о том, что с карты осуществляются попытки несанкционированного списания денежных средств. Более подробно об этом изложил в своем докладе начальник Управления уголовного розыска МВД по Карачаево-Черкесской Республике Марат Бадахов.

– Анализ преступлений, совершенных дистанционным способом, показывает, что один из признаков подготавливаемого или совершаемого преступления телефонного мошенничества – когда мошенники выступают в роли «сотрудников службы безопасности банков» и в ходе телефонного разговора получают информацию по банковской карте (номер банковской карты, а также CV-код). Как правило, выявить мошенника представляется возможным, что мы и делаем, но это занимает какое-то время. Поэтому снова и снова, проводя беседы с людьми, в частности со старшим поколением, которые чаще всего становятся жертвами мошенничества, просим не отвечать на незнакомые телефонные звонки. Но, к сожалению, желание заработать деньги или увеличить в разы уже имеющуюся накопленную сумму, как предлагают лжеинвесторы, вводит их в заблуждение, тем самым лишая каких-либо денежных средств, – рассказал Марат Узейерович.

Как говорили участники круглого стола, самым распространенным видом интернет-мошенничества на сегодняшний день является фишинг-мошенничество по получению конфиденциальных данных. Это, например, когда вы получаете письмо (будто бы от банка или от другой реальной организации), переходите, ничего не подозревая, по ссылке, которая есть в письме. Для входа в аккаунт вводите свой логин и пароль, что и получают злоумышленники. Потому что сайт был сделан мошенниками для сбора конфиденциальной информации.

– Для создания сообщений используется логотип, стиль организации, от которой якобы отправлено письмо, оно может быть именным, – напоминает врио начальника Отделения по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД по КЧР Асланбек Коркмазов, присоединившись к разговору. – Это может происходить и через SMS-сообщение, которое информирует о том, что с картой проблемы, с ней совершены мошеннические действия, а чтобы устранить угрозу, необходимо позвонить по указанному телефону. Жертва звонит, и ее просят назвать PIN-код или пароль. Растерявшийся хозяин карты, ничего не подозревая, производит все необходимые злоумышленнику операции.

Так, за последние три дня зафиксировано три факта подобного интернет-мошенничества, и еще четыре – через госуслуги. Можно себе представить, какая нагрузка ложится на плечи представителей правоохранительных органов. В настоящее время Главное управление располагает информацией о десятках способов совершения IT-преступлений, от которых страдают все слои населения. Среди них можно выделить самый примитивный способ совершения преступлений – мошенничество под предлогом внесения предоплаты за покупку товара в сети Интернет. Для их совершения злоумышленниками используются популярные сайты бесплатных объявлений социальной сети или специальные сайты по продаже каких-либо товаров (как правило, это автозапчасти, компьютерная техника, средства связи и животные). После перечисления предоплаты лицо, её получившее, на связь с покупателем не выходит и свои обязательства не исполняет.

Старший психолог группы психологического обеспечения МВД по КЧР Мадина Лайпанова настоятельно рекомендует потенциальным владельцам сотовых телефонов, когда-либо ставшим жертвами мошенничества, и всем тем, кому не доводилось сталкиваться с подобного рода интернет-преступлениями, соблюдать определенные правила.

– Я очень надеюсь, что, зная, как себя обезопасить, человек не попадётся ни на какую, даже самую изощренную, «удочку» мошенников. Обязательно нужно оформлять на свое имя только банковские карты, в которых имеется необходимость, и ответственно относиться к их сбережению. Не стоит забывать о том, что сотрудники банка и любых правоохранительных органов никогда не спрашивают никакие данные о вашей банковской карте, тем более не запрашивают коды подтверждения, не просят оформить кредит, не просят перевести деньги куда-либо и не звонят посредством мессенджеров «WhatsApp», «Viber» и т. п. Если поступил сомнительный звонок из банка, необходимо прекратить разговор и самостоятельно обратиться в банковскую организацию для уточнения вопроса. Также не передавайте ни в коем случае реквизиты своих банковских карт, кроме номера карты, в том числе покупателю, который хочет приобрести продаваемый вами товар. А если надумали приобрести какой-то товар, то только в проверенных интернет-магазинах. Пожалуйста, не стоит доверять всем подряд! – предупредила Мадина Шамильевна.

Участники мероприятия также поддержали начальника отдела организации деятельности УУП и ПДН МВД по КЧР Кемала Гербекова. В своем выступлении он отметил необходимость усиления профилактической работы в информационных источниках, которыми пользуются пожилые люди: данная возрастная группа более доверчива, чем и пользуются злоумышленники.

В рамках круглого стола также обсудили сотрудничество с региональными и федеральными органами исполнительной власти, операторами сотовой связи, кредитными организациями, интернет-провайдерами.

Кстати,

по данным ВЦИОМ, с телефонными мошенниками чаще всего сталкивались жители столиц: 85% москвичей и петербуржцев, тогда как в сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% наших сограждан. Объектом внимания становится образованная аудитория. 77% россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
2024 Актуально Ануар Шаев Асланбек Коркмазов доклад как уберечься от мошенников Кемал Гербеков кибермошенничество круглый стол КЧР Мадина Лайпанова Марат Бадахов МВД по КЧР мошенничество ООД УУП и ПДН МВД по КЧР противодействие кибермошенничеству противодействие киберпреступности противодействие мошенничеству профилактика кибермошенничества профилактическая работа СМИ советы телефонное мошенничество УУР МВД по КЧР фишинговые сайты