Войлочная летопись ингушей
В Государственной выставочной галерее г. Сунжи прошло открытие грандиозной выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей»
Мероприятие приурочили к столетию ингушской государственности, на экспозиции было символически представлено 100 войлочных ковров ручной работы, изготовленных доктором исторических наук, заместителем директора научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева, мастером ковроделия Зейнеп Дзараховой.
Ковры сделаны по древней ингушской технологии в мастерской «Истинг», созданной при Республиканском доме народного творчества. Выставка прошла при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Главы Ингушетии и Министерства культуры республики.
Почётный гость выставки глава региона Махмуд-Али Калиматов ознакомился с ковровыми экспозициями в сопровождении Зейнеп Дзараховой, которая вкратце рассказала ему об истории создания ковров, о смысловом значении орнаментальных рисунков и отдельно о секциях ковровых коллекций. В свою очередь руководитель республики отметил важность возрождения древних ремёсел, их сохранения и популяризации в интересах развития общества и с целью приобщения к истокам национальной культуры подрастающего поколения. Министр культуры Ингушетии Залина Льянова отметила в своём выступлении, что великое наследие, которое ингушам досталось от предков, надо сохранить и передать подрастающему поколению.
О выставке
Идея создать 100 войлочных ковров к столетию ингушской государственности у Зейнеп Дзараховой появилась с тех пор, как она начала заниматься исследованием альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924). Однако озвучить её она решилась только после того, как идею поддержал глава региона на выставке, посвящённой 30-летию республики, где было представлено 50 готовых ковров. Выставка 100 ковров к 100-летию ингушской государственности представлена по секциям: коллекция ковров «Ангушт», «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий», «Свадебные коврики» и авторские композиции ковров З. М.-Т. Дзараховой. Отдельный интерес у гостей выставки вызвало дизайнерское оформление ковровых коллекций. Так, в секции «Ангушт» гости могли познакомиться с копией старинного альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924), книгой «Антология народной культуры» и каталогом «Войлочное ковроделие народов Северного Кавказа» с почтовыми марками России, в числе которых есть марка с изображением ингушского ковра. В секциях «Наьсаре» и «Свадебные коврики» был представлен сюжет свадебной обрядности: образ невесты и расстеленный перед ней войлочный ковёр «у входа в дом жениха». В секции «Лоаме» была представлена театрализованная композиция, в которой горянка в древнем ингушском костюме с рогообразным курхарсом на голове собирает ковровые орнаменты в одну композицию. В секции «По следам старинных фотографий» рядом с ковровыми полотнами в рамочном оформлении были даны фотографии, по которым мастер реконструировала ковровые композиции и изготовила ковры. Коллекция «Ангушт» получила своё название от ковра, зарисованного художником 100 лет назад в селении «Ангушт». В этой коллекции даны названия коврам, которые они получили в зависимости от села, где были зарисованы художниками. Это: «Ахки-юрт», «Шолхи», «Яндкъонгий юрт», «Мочхи-юрт», «Буро», «Даьха дукх» и другие, зарисованные в 20-х гг. ХХ века. «Каждая коллекция уникальна по-своему», – говорит заместитель директора Государственной выставочной галереи Фатима Долакова.
Богатое наследие
В свою очередь Зейнеп Дзарахова поблагодарила всех, кто так или иначе принял участие в том, чтобы такая юбилейная выставка состоялась, всех, кто ценит культуру ингушского народа и с особым трепетом относится к возрождению древнего искусства ковроделия. Слова благодарности были сказаны в адрес Главы Ингушетии М.-А. Калиматова, Министерства культуры республики; Художественной школы г. Назрани, где была открыта первая школа по возрождению ковроделия; Республиканского дома народного творчества, где была открыта мастерская «Истинг», и всех, кто так или иначе поддерживал эту идею и участвовал в её продвижении: Л. Мержоева, М. Котиева, Б. Досхоева, Б. Газдиева, И. Евлоева и др.
«Наши предки оставили нам это богатое наследие, – сказала Дзарахова. – Эти уникальные по форме и содержанию орнаменты придуманы не мной, а нашими далекими предками, которые в них отражали своё миропонимание, поведали нам о своей жизни, характере. Мы же, в силу своих возможностей, возродили войлочное ковроделие, сохранили его для последующих поколений».
Лилия ХАРСИЕВА,
Интернет-газета «Ингушетия».
{{commentsCount}}
Комментариев нет