День республики № 77 от 11.07.2024

Отверзай руку твою брату твоему

Отец Александр (Емельянов) уже десять лет оказывает гуманитарную помощь жителям Донбасса

12 июля в 11:27
 просмотров
Отец Александр (Емельянов)
Отец Александр (Емельянов)

В 2014 году из-за военного противостояния на Донбассе и объявленной Киевом военной и экономической блокады региона жители юго-востока Украины оказались в крайне бедственном положении, фактически не имея никаких средств к существованию. Многие россияне выразили готовность оказать жителям осаждённых городов и деревень посильную помощь продуктами питания и одеждой.

С молитвой на передовую

Иеромонах Александр (Емельянов), священник церкви Казанской Божией Матери в селе Маруха, стал одним из первых, кто прибыл на украинскую землю с гуманитарной миссией.

– Началось все еще в августе четырнадцатого года. Сперва это была ознакомительная поездка. Мы хотели просто разобраться, понять для себя, что там вообще происходит, что за беда настигла наших братьев. Пресса говорила одно, люди – другое. Захотели увидеть все своими глазами. До этого я уже был в зонах конфликта на Кавказе, но там было совсем другое – столкновение двух достаточно разных культур. А здесь друг против друга стреляли Иван и Яван, и для меня это было совершенно непонятно, – рассказывает отец Александр.

По приезде в Луганскую Народную Республику первую неделю отец Александр и его спутники жили в казарме, спали на матрасах, на полу.

– Мы проживали в расположении батальона Святого Георгия, под командованием 25-летнего парня из Нефтекумска по кличке «Терек». Его заместителем был «Кубань», а жену «Терека» звали «Багира». Каждый вечер ребята приезжали и рассказывали, что видели, как по Луганску сбрасывали фосфорные бомбы, похожие на огромные люстры… – вспоминает Александр.

Дело Геббельса не умерло

Через неделю Емельянова с товарищами переселили в гостиницу. Здесь уже были вода и электричество.

– Вечерами я смотрел украинские новости, которые изо дня в день меня шокировали, – одна сплошная раздутая ложь. Сообщалось, что сепаратисты обстреливали Луганск фосфорными бомбами. Однако это было невозможно – Луганск находился в окружении, как они могли себя обстрелять фосфором? Это была наглая ложь! Меня поражало и то, как люди реагировали на эти сообщения. К примеру, один старик в Запорожье, ветеран Великой Отечественной войны, выходил весь в медалях и всех проклинал. Что такого можно было сделать с этим дедушкой, который дошел до Берлина, чтобы сегодня он стал фашистом?! И именно тогда я осознал, что с Украиной что-то серьезно не так.

Дед жизнь прожил, но не смог разобраться в этих элементарных вопросах, а его внук – бандеровец, самый настоящий фашист, которого он поддерживает. Как такое возможно – непонятно. Я смотрел новости неделю, и мне пришла мысль: если бы я продолжил их смотреть еще неделю, возможно, уже сам начал бы кричать «Слава Украине!», потому что пропаганда была очень убедительной, – рассказывает он.

Шахтеры – народ особый

Емельянов вспоминает, что в то время помощь нужна была не только солдатам, но и мирным жителям. Многие люди жили в разрушенных домах, без тепла и еды. Отец Александр начал собирать гуманитарную помощь в России и отправлять ее на восток Украины. Это были продукты, одежда, медикаменты – все, что могло помочь людям в трудную минуту.

– Вначале помощь оказывалась только ополченцам, которым не было чем кормиться и что одевать. Привозили форму, обувь, снаряжение, продукты. Приходилось просить пожертвования, – рассказывает Емельянов.

Так понемногу отец Александр и его помощники добрались до Первомайска. Здесь они помогали продуктами питания бесплатным столовым.

Отец Александр вместе с бойцами 301-го стрелкового батальона 2-го корпуса Народной милиции ЛНР
Отец Александр вместе с бойцами 301-го стрелкового батальона 2-го корпуса Народной милиции ЛНР

– Тогда, осенью 2014 года, был еще жив Евгений Ищенко, известный как «Малыш». Он был первым комендантом в Первомайске, интересным, харизматичным и своеобразным человеком. В прошлом шахтер, сидел в тюрьме, был бунтарем, но и лидером оказался весьма хорошим. На тот момент он управлял городом. Так, однажды мы привезли фургон с продовольствием, спросили, куда разгружать. Он предложил часть продуктов для бесплатной столовой, их было 12 в городе. Хочу заметить, все вопросы решали ополченцы, а не государство, которого тогда и не существовало. Ополченцы занимались поставками и организацией всего. Там люди были более активными и боеспособными, особенно в Донецке. Шахтеры – особый народ, дружный и боевой, – вспоминает Емельянов.

Батюшка Василий

Помощь можно было оказывать по-разному, но помощь детям – это, пожалуй, самое главное. Так, «Малыш» познакомил отца Александра с матушкой Натальей и батюшкой Василием, которые создали воскресную школу, принимавшую около ста детей, кормили их дважды в день. Учителя приходили в церковь и проводили образовательные занятия, так как школы были закрыты.

– Отец Василий из Западной Украины, был очень добродушным, а матушка Наталья – энергичная женщина из Рязани. Их сочетание создавало замечательную атмосферу помощи и заботы для нуждающихся. Это была не просто воскресная школа, это была настоящая церковно-приходская школа, первый за сто лет пример, где Закон Божий сочетается с преподаванием физики и математики. Я никогда не видел ничего подобного. В то время школы не работали из-за обстрелов. Храм Никольский стоял на окраине в частном секторе и, к счастью, избежал серьезных повреждений, в отличие от многоэтажек, по которым чаще всего стреляли, – вспоминает отец Александр.

На них держится мир

– Затем Ищенко загадочно погиб, после чего мы начали разгружаться в комендатуре в Первомайске. Нас сопровождал сотрудник ФСБ из Луганска, который обратил наше внимание еще на один соцобъект – школу-интернат для глухих детей в Луганске, где была критическая нехватка продуктов. Мы решили выгрузить у них 300 кг продовольствия. По прибытии нас встретил директор интерната, с которым мы сразу подружились. Это был Борис Беникович Бабоян, интересная личность из Нагорного Карабаха, бывший ополченец. Он стоял на защите интерната, когда здание пытались забрать для личных нужд, – вспоминает Емельянов.

Позже миссионеры обратили внимание на город Ирвин, рядом с Первомайском, где располагались стахановская шахта и коррекционный интернат для детей с задержкой в умственном развитии, которому также на постоянной основе начали оказывать помощь.

Помощь была не только материальной. Иеромонах Александр проводил молебны, молитвы за мир в регионе, за прекращение военных действий. Он также оказывал духовную поддержку солдатам, которые находились в трудной ситуации, раздавал освященные иконы.

Благодаря его усилиям и помощи многим людям удалось выжить в тяжелые времена. Александр стал для многих символом надежды, добра и милосердия.

Продолжение следует.

Факт

Отцу Александру помогает множество неравнодушных людей из нашей республики и Ставропольского края. Одним из центров сбора гуманитарной помощи является Никольский собор в городе Черкесске. Здесь волонтеры на постоянной основе изготавливают окопные свечи, которые крайне важны на передовой, особенно зимой, и плетут маскировочные сети.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Александр Емельянов воспоминания гуманитарная помощь Донбасс ЛНР люди православное волонтерство православное духовенство сбор гуманитарной помощи священник село Маруха Тема дня церковь Казанской Божией Матери