О строении, эволюции, жизни Вселенной
В САО РАН в Зеленчукской прошла конференция, посвященная 50-летию со дня первого наблюдения на крупнейшем в мире радиоастрономическом телескопе РАТАН-600
За полвека на радиотелескопе с кольцевой антенной переменного профиля диаметром 600 метров проведены сотни тысяч наблюдений.
Начало
Первое из них состоялось в июле 1974 года под руководством академика Юрия Парийского, стоявшего у истоков становления САО РАН, тогда было детектировано излучение от радиоисточника PKS 052136 на волне 3,9 см. С этого момента начались регулярные наблюдения на РАТАН-600, который и сегодня является востребованным инструментом, что подтверждается большим числом заявок на наблюдения от отечественных и зарубежных организаций, и неслучайно директор САО РАН Геннадий Валявин во вступительном слове на конференции назвал РАТАН гордостью отечественной радиоастрономии.
Главные открытия РАТАН-600
В 80-е годы на РАТАН-600 обнаружили самую далекую радиогалактику – RC J0311+0507, возраст которой ученые оценили в 1,3 миллиарда лет. А многоволновые исследования атмосферы Солнца позволили обнаружить в его радиоспектре особенности, которые легли в основу радиоастрономического прогноза солнечной активности, позволяющего за пару дней предсказать на нем наступление протонной вспышки. В числе важных открытий были также исследования, позволившие сделать вывод о том, что яркие квазары – потенциальные источники нейтрино, то есть в них могут ускоряться протоны до скоростей, близких к скорости света.
Как отметила во вступительной презентации на конференции заместитель директора САО РАН по научной работе Юлия Сотникова, главные преимущества РАТАН-600 – многочастотность и высокая чувствительность.
«Это действительно уникальный по своей геометрии и сложный для эксплуатации инструмент, который состоит из порядка 1 тысячи отражающих элементов, управляемых несколькими тысячами электроприводов, объединенных десятками километров кабельных сетей», – подчеркнула Сотникова.
В ногу со временем
Как рассказал ведущий инженер, руководитель группы автоматизированных систем управления РАТАН-600 Геннадий Жеканис, раньше на РАТАНе все делалось вручную. Операторы выставляли в заданное положение каждый элемент по шести координатам. Это требовало много времени и сил. Но в конце прошлого века, в 80-90-х, была проведена масштабная модернизация РАТАН-600, в результате которой была автоматизирована большая его часть. А с 2020 года РАТАН-600 в рамках нацпроекта «Наука и университеты» вошел в программу по обновлению приборной базы ведущих научных организаций, выполняющих передовые исследования и разработки.
«Теперь здесь регулярно обновляются приемные системы и элементы антенны радиотелескопа. В частности, начиная с 2020 года заменили электроприводное оборудование на одной из частей антенны, что позволило повысить качество и скорость ее установки для наблюдений. А еще для оперативного предоставления данных наблюдений за Солнцем разработан интернет-ресурс, который в режиме реального времени выполняет сбор и анализ данных. Благодаря модернизации РАТАН, как и раньше, остается одним из ведущих мировых центров наблюдения за космосом», – отметил Геннадий Валентинович.
Никаких инопланетных сигналов
Как уже говорилось, с помощью РАТАН-600 можно обнаружить объекты, находящиеся в миллионах световых лет от Земли. Одновременно с его помощью изучают малые и большие тела Солнечной системы, замеряют активность Солнца. Но есть и ещё одна задача, которая куда больше привлекает обывателей, нежели ученых: это поиск внеземных сигналов искусственного происхождения, которые могут дойти до нашей планеты. Когда-то первым к поиску «разумных» радиосигналов приступил американский астрофизик Фрэнк Дрейк, который просканировал сигналы с Тау Кита и Эпсилон Эридана. Команда Дрейка не обнаружила радиосигналов, которые могли иметь искусственное происхождение, но в 1960 году Дрейк составил формулу для определения числа внеземных цивилизаций в Галактике, с которыми у человечества есть шанс вступить в контакт. Эта формула стала важным аргументом для финансирования проекта поиска внеземных цивилизаций SETI, которое в 1971 году взяло на себя NASA.
Подходящих для проекта радиотелескопов было немного, и специалисты SETI редко получали их в своё распоряжение: у государства были более приоритетные задачи. Тогда энтузиасты SETI начали работать с массивами радиоданных, собранных телескопами во время выполнения других задач. Они создали скринсейвер: когда при простое компьютера приложение загружало и анализировало небольшой фрагмент данных, а после анализа отправляло его результаты на сервер SETI. Со временем к SETI присоединились сотни тысяч людей, и всего в проекте поиска внеземных цивилизаций успели поучаствовать более 5 миллионов разных пользователей по всему миру.
Увы, проект SETI не смог представить доказательства внеземной активности в диапазоне радиочастот. К концу 2010-х годов интерес к проекту упал, но и сегодня исследования продолжаются. Надежда умирает последней…
Воспоминания коллег
Конечно, не обошлось в этот день без ностальгических воспоминаний о первых днях работы на РАТАНЕ-600. Доктор физико-математических наук Марат Мингалиев рассказал собравшимся о том волнении, которое было у первых молодых ученых, начавших работы на только что запущенном объекте. Мелькали имена физиков Семена Хайкина и Наума Кайдановского: ведь идея постройки отечественного радиотелескопа возникла именно на основе их работ еще в 50-х годах. Первоначально был создан экспериментальный Пулковский телескоп, на базе которого была доказана эффективность антенн переменного профиля для космических исследований, и руководство СССР, вдохновленное запуском первого спутника, требовало, на радость ученым-физикам, закрепить успех постройкой грандиозных объектов по исследованию космоса.
С момента начала исследований минуло пятьдесят лет, а полвека – срок немалый. «Иных уж нет, а те – далече…» Сегодня первые российские радиоисследователи космоса Юрий Парийский, Наталья Соболева, Галина Тимофеева, Любовь Уголькова смотрят на новое поколение исследователей с портретов на стенах, на некоторых черно-белых фотографиях ветераны РАТАНа с трудом узнают своих коллег в молодости…
Памяти Олега Верходанова
К знаменательной дате на РАТАНе запланировали и презентацию сборника трудов астрофизика и космолога, доктора физико-математических наук Олега Верходанова, который безвременно скончался 5 апреля 2020 года от сердечного приступа. Олег Васильевич работал в лаборатории радиоастрофизики САО РАН с 1987 года, возглавляя группу изучения галактик и космологии. С 2004 года был приглашенным профессором в Teoretisk Astrofysik Center и Институте Нильса Бора в Копенгагене. С 2005 года – приглашённым учёным в Имперском колледже Лондона. Верходанов был разработчиком программного обеспечения для анализа наблюдательных данных радиотелескопа РАТАН-600 и алгоритмов фазового анализа распределения яркости на картах микроволнового фона. Руководил созданием и развитием системы поддержки радиоастрономической базы данных CATS.
Коллеги тепло вспоминали Олега Васильевича, который вёл активную просветительскую деятельность, участвовал во многих научно-популярных проектах, рассказывая о строении, эволюции, жизни Вселенной и космических объектов. Читал лекции по космологии и активным галактикам «Реликтовое излучение как основной космологический тест» и «Что нужно знать, чтобы создать Вселенную» для широкой публики в Санкт-Петербургском планетарии. В будущем году Олегу Верходанову исполнилось бы 60 лет, и к этой дате планируется выход книги, посвященной его трудам.
Досье
Олег Верходанов – автор и соавтор двухсот научных работ и девяноста докладов на научных конференциях, являлся одним из идеологов Астрофизической школы фонда «Траектория», он внёс огромный вклад в процесс формирования у школьников научного мышления, и многие выпускники школы поступили в вузы на астрономические и инженерные специальности.
{{commentsCount}}
Комментариев нет