День республики № 85 от 30.07.2024

Такое кино про нас еще не снимали

В Нижнем Архызе идет съемка уникального трехмерного фильма для российских планетариев

Сегодня в 11:15
 просмотров
Оператор Антон Зарубин и руководитель Ассоциации планетариев Андрей Лобанов
Оператор Антон Зарубин и руководитель Ассоциации планетариев Андрей Лобанов
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Фильм о российских орбитальных обсерваториях снимает «Ассоциация планетариев и лиц, содействующих их развитию». Она была создана в 1994 году и сразу принята в Международное общество планетариев (International Planetarium Society). Мы беседуем  с ее руководителем Андреем Лобановым.

– Прежде всего, Андрей Владимирович, хотелось бы узнать, чем конкретно занимается ваша ассоциация?

– У нас три основных направления работы. Первое – это строительство новых планетариев или реконструкция существующих. В стране мало специалистов, которые готовы создавать такие объекты, от создания концепции до установки оборудования. Сам я, окончив университет культуры, двадцать лет работал в Московском планетарии, причем эти годы пришлись на момент его реконструкции. Тогда имелась только морально устаревшая документация 60-х годов, проводить по ней реконструкцию было невозможно, мы объездили несколько европейских стран, учились, вбирали чужие наработки, в итоге я приобрел опыт, которым сегодня делюсь с государственными и частными структурами. Тут надо уточнить, время не стоит на месте, и если раньше планетарий ассоциировался только с показом звездного неба, то сейчас, используя цифровую систему, мы получаем уникальную проекционную поверхность – купольный экран и возможность демонстрировать на нём фильмы и познавательные программы. То есть создавать иммерсивную среду, и через это погружение в виртуальную реальность рассказывать, например, о стране, памятниках истории, природы, архитектуры…

– Ну а вторая задача?

– Вторая наша задача – проведение мероприятий: мы ежегодно в феврале-марте организуем Школу лекторов планетариев. Это коллегиальное общение, обмен опытом. У нас несколько площадок, и одна из них – Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского в Калуге, где открыта уникальная астрономическая обсерватория с высоким научным потенциалом. На базе этого музея ежегодно проводится международный кинофестиваль «Циолковский», и мы участвуем в нём. Также один раз в два года в Ярославле, где есть культурно-просветительский центр имени Валентины Терешковой с планетарием с трехмерной компьютерной визуализацией, обсерваторией, экспозиционно-выставочным залом «История космонавтики», мы проводим международный фестиваль «Отражение Вселенной». А в Пензе, где находится один из самых оснащенных планетариев страны, проходят встречи с астрономами, умеющими доступно объяснить, чем они занимаются, что произошло за год в области космологии, а наши коллеги из планетариев потом рассказывают об этом в своих городах. Именно там возникла идея создания собственного контента для популяризации космоса новыми средствами и с учетом нашего менталитета. Нам просто не подходили американские программы: они предлагают только одну версию событий, не перегружены мыслями, изобилуют повторами, нашим детям они неинтересны. Нужны свои, и мы решили их создавать.

– И именно создание просветительских программ стало, как я понимаю, третьим направлением вашей работы?

– Да, в ковидный год, когда мы все сидели дома, я получил рассылку о продлении приёма заявок в Фонд президентских грантов на создание фильма. Я решил, что терять нечего. Первой нашей программой стал фильм «Солнце и жизнь Земли», созданный совместно с известным популяризатором науки, профессором Иркутского госуниверситета Сергеем Язевым. Сергей Арктурович подготовил сценарий, нас поддержали. На сегодняшний день мы создали уже четыре программы по астрономии: «Звездное небо и основы сферической астрономии», «Галактика и её население», «Мир, в котором мы живём» и «Космическая история России, первые в космосе». Последний фильм был создан с помощью Фонда президентских грантов и Фонда культурных инициатив. Премьера киноленты состоялась в Ярославле осенью прошлого года.

– Первые в космосе? Фильм о Гагарине?

– Он посвящен достижениям отечественной космонавтики, начиная с Циолковского, Королева, Гагарина и Терешковой, там достоверно изложены факты, относящиеся к истории освоения космоса. Посмотрев его, тысячи школьников и студентов открыли для себя незнакомые прежде страницы отечественной космонавтики. Ведь фильм вызывает чувство гордости за нашу страну, ее замечательных инженеров, конструкторов и ученых. Теперь этот фильм распространяется на некоммерческой основе по всей стране и за рубежом. Он переведен на четыре языка, готовится его перевод на китайский и французский.

Съемка на одном из объектов САО РАН
Съемка на одном из объектов САО РАН
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

– Разве о наших достижениях в космосе кто-то не знает?

– Увы, в какой-то момент всё было упущено. Общий уровень астрономической грамотности сейчас довольно низкий. Люди подчас не знают самых базовых вещей – причин смены времен года, причин смены лунных фаз, и даже примерно не представляют себе устройство Солнечной системы. 35% россиян верят, что Солнце вращается вокруг Земли. Хотя, казалось бы, живем не во времена Птолемея, и идея геоцентрической системы осталась в далеком прошлом… Сам я думаю, что в школе астрономию лучше преподавать в пятом классе, когда ребенок создает для себя картину мира, тогда и нужно давать материал о космосе, причем ярко, интересно, без скучных формул. Математика и физика – все это придет, если человек действительно начнет увлекаться предметом. А чтобы понять, чем звезда от планеты отличается, не нужны формулы. Нужен просто грамотно выстроенный методический подход. У нас же в 90-е и начале 2000-х годов СМИ крайне мало писали о наших достижениях в космической сфере. В результате Илона Маска знают все, а кто такой Сергей Королев – знает далеко не каждый: ведь история отечественной космонавтики нигде не изучается. Поэтому у нас и родилась идея сделать полнокупольный фильм. Я стал руководителем проекта: писал заявку на получение гранта, отправлял запросы, координировал работу всех членов большой команды, которые находились в разных городах страны – в Москве, Иркутске, Калуге, Пскове, Санкт-Петербурге, Уфе и Ярославле. Мы выиграли грант – чуть меньше двух миллионов рублей, и началась работа. Сценарий создал Язев, он с десятилетнего возраста интересовался историей космонавтики, вырезки из советских газет хранятся у него до сих пор. Другое дело, что материал был колоссальный, и мы встали перед выбором – что именно отобрать, и решили включить только то, что Советский Союз сделал в космонавтике первым.

– И вы, энтузиасты-любители, прямо с нуля стали создавать кино?

– Во время работы над фильмом команде энтузиастов пришлось на ходу учиться режиссерскому и сценарному мастерству. Пришлось осваивать и навыки работы с актерами. И чтобы кино вышло совсем «настоящим», решено было сделать к нему саундтрек. Музыку написал композитор Виталий Балдыч.

– А ваша новая работа, о чём она?

– Это проект фильма «Российские орбитальные обсерватории», по сути, это продолжение «Космической истории России». В нём мы расскажем, что молодежь напрасно думает, что все открытия совершаются на «Хаббле» британскими учеными. У нас есть свои российские выдающие ученые, которые создают приборы и совершают открытия мирового уровня.

– Как строится ваша работа?

– У ассоциации нет офиса и постоянных сотрудников. Наш композитор – из Ярославля, сценарист – из Иркутска, оператор – из Санкт-Петербурга. Сам я называю такую работу «распределенной мануфактурой», но полагаю, что наша работа, работа энтузиастов, влюбленных в звезды, вполне продуктивна. Наша съёмочная группа состоит из помощников оператора Алексея Бурцева и Анастасии Досужей, Елены Храмовой, оператора, снимающей материал на обычную камеру, и оператора съемок и монтажа Антона Зарубина, работающего на особой камере, которая позволяет снимать фото и видео 360° в максимальном разрешении с частотой 60 кадров в секунду, вести прямые трансляции в YouTube и Facebook. С нами работает и москвич Дмитрий Федоров, моя правая рука. При этом мы снимаем, по сути, три фильма, потому что не все планетарии имеют купольный экран. Параллельно мы снимаем этот фильм для обычного экрана старых планетариев. А третий фильм, когда мы круглый кадр перегоняем в формат сферического зеркала, это для мобильных планетариев. Нам предстоит работа не только в САО РАН, но и в Крыму, на Байкале и еще в некоторых местах нашей необъятной страны.

Справка

Свое название планетарии получили от оптико-механического проектора, разработанного немецким инженером Вальтером Бауэрсфельдом. Впервые его выпустили в октябре 1923 года на фабрике Carl Zeiss в Йене. А два года спустя, 7 мая 1925-го, загорелось и первое искусственное звездное небо – в Мюнхене заработал планетарий. К концу 1920-х открылись десять планетариев в Германии, два – в Вене и Риме. В 1929 году планетарий появился и в Москве – СССР стала четвертой страной, открывшей такое учреждение.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2024 Андрей Лобанов Ассоциация планетариев России астрономия интервью история история отечественной космонавтики КЧР Нижний Архыз планетарий просветительская деятельность САО РАН создание просветительских программ съемка съемка фильма фильм "Российские орбитальные обсерватории" Фонд президентских грантов Школа лекторов планетариев