Чтобы гордиться своим вязальным брендом
Открыт первый республиканский образовательный центр для молодёжи в сфере легкой промышленности
О целях, задачах и ожиданиях от проекта мы попросили рассказать руководителя центра Казбека Канаматова.
– Проект этого центра, – отметил он, – был разработан Министерством по делам молодежи КЧР и реализован совместно с Министерством промышленности, энергетики и транспорта КЧР и АНО «Моя Карьера» для содействия в развитии кадрового потенциала республики в этой отрасли, особенно среди молодежи от 14 до 35 лет. Одно из приоритетных направлений – подготовка специалистов в сфере легкой промышленности. По сути, это современное образовательное пространство, в котором каждый желающий сможет получить необходимые навыки и квалификацию в той сфере, которая действительно востребована сейчас на рынке труда. В частности, среди вязальных цехов, поскольку кадровый голод здесь особенно ощутим.
– В каком формате планируется проводить обучение?
– В текущем году будут проведены три потока обучения по четырем направлениям: программист-дессинатор, швея, дизайнер, оператор плосковязальных машин. Вся учебная программа формируется с учетом потребностей предприятий КЧР. Пока в тестовом режиме будут задействованы 100 человек. Срок обучения – до трех месяцев. В дальнейшем количество специальностей и обучающейся молодежи с учетом потребности в этой сфере может быть увеличено.
– Для чего нужен тестовый режим?
– Чтобы к следующему году учесть недоработки и усовершенствовать обучающие программы, выпустить уже какие-то методические рекомендации. Уже сейчас мы ведем переговоры с Московским технологическим институтом легкой промышленности о возможностях прохождения краткого ознакомительного курса с их методикой преподавания. Хочется, чтобы обучение было не только полезным, но и качественным.
– А как с трудоустройством ваших выпускников?
– Планируется трудоустроить не меньше половины из первой сотни прошедших обучение, ведь это обоюдовыгодное предложение, и нашим производителям требуются все вышеперечисленные специальности. С помощью хорошо подготовленных кадров вязальным предприятиям будет проще разрабатывать новые модели, они смогут быстрее выходить на новые рынки, нарабатывать конкурентоспособность не только между регионами, но и с другими странами.
– Как получилось, что именно вы стали руководителем данного центра?
– Вязальное дело мне знакомо с 10 лет – у дяди был вязальный цех, еще с ручным управлением машинами, поэтому школьником и потом студентом я там часто бывал. С юности получил большой опыт, начиная от грузчика, заканчивая оператором электронных вязальных машин. Последний год работал заместителем руководителя крупного вязального цеха, посмотрел на все уже «с изнанки». Поэтому, когда меня пригласили курировать данный проект, я был далеко не новичок и с радостью согласился.
– Чего, по-вашему, не хватает для полноценного развития данной отрасли?
– Считаю, что для подготовки высококвалифицированных кадров необходимы учебные заведения данного профиля, поскольку это направление нуждается не только в отдельных курсах по шитью, программированию и вязанию. Чтобы добиться успеха, требуется доскональное изучение рынка, его тенденций, нужны лаборатории, позволяющие всесторонне изучать новые виды пряжи, чтобы понимать, как будут вести себя в носке вязаные изделия. Мы упускаем колоссальные прибыли, потому что не можем раскрыть в полной мере все особенности каждого вида пряжи. То же можно сказать и про оборудование, которое регулярно появляется на вязальном рынке, новые виды вспомогательной техники, аксессуаров и т. д.
– Разве не в интересах самих производителей все это постоянно мониторить и улучшать?
– Любая модернизация – это вложение немалых средств. Если цех работает без нареканий, доходы не падают, владельцы ничего обычно не меняют без особой надобности.
– А на самом деле, прогресс уже далеко шагнул?
– Судите сами: если полвека назад люди вязали спицами, 30 лет назад – на «Неве» вручную двигали кареткой, то сейчас одна современная машина может связать изделие полного цикла без швеи, и отставать от таких технологий, идти в хвосте – провальная тактика.
– Есть здесь еще какие-либо «подводные камни»?
– Большое значение имеет само управление такими цехами и предприятиями. Вязальные цеха должны становиться крупнее, а значит, руководящее звено должно развиваться. Еще Сенека сказал: «Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным». В любом деле нужна стратегия – видение того, как будет развиваться бизнес в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Важно создавать культуру управления целенаправленно – от руководителей к сотрудникам, чтобы не отдалять бизнес от поставленных целей.
– А чем можно заинтересовать на таком производстве самих работников первичного звена?
– Для них обязательно должна быть возможность карьерного роста. Человек может прийти и работать вязальщиком или швеей много лет и уволиться в этом же качестве. Обязательно должны быть разряды, категории, какие-то звания. Мотивация – это мощный фактор, особенно когда она напрямую связана с заработком.
– Нынешняя молодежь готова идти в такие профессии?
– Об этом и речь – если все будет оставаться как раньше, мало кого это заинтересует. Современному поколению молодых присущи высокие амбиции, честолюбие, стремление к хорошему заработку и престижности профессии. И если можно прийти даже на самую простую работу, но со временем стать отличным технологом или крутым дизайнером, это здорово. Правда, бывает, что сами родители не придают значения серьезности момента, если их сын или дочь увлекается рисованием или моделированием, считая, что этим на жизнь не заработаешь. Отсюда в обществе десятки «средненьких» юристов и экономистов, которые могли бы своими незадействованными творческими способностями продвинуть ту же вязальную индустрию далеко вперед.
– Какие у вас самого ожидания от нового проекта?
– Хочется видеть нашу республику столицей вязаных изделий России, чтобы наши жители гордились своим вязальным брендом, как они гордятся своими природными богатствами. Но о них позаботилась природа, а тут все будет достигнуто своими руками, ведь наши предприниматели начиная с 90-х годов методом проб и ошибок не только создавали эту индустрию, но и заняли лидирующие позиции. Считаю, что нужен официальный праздник для объединения работников индустрии – День вязальщика, в который можно будет проводить фестивали с обменом опытом, обучающими семинарами, показами новых коллекций вязаных изделий, награждением талантливых мастеров. Приглашать к сотрудничеству представителей крупных российских брендов и модных журналов. Все это возможно. А для подрастающего поколения будет хорошим примером то, что своим трудом и талантом можно многого достичь в жизни.
{{commentsCount}}
Комментариев нет