На фоне природы Архыза
В Карачаево-Черкесии завершился третий по счёту фестиваль «Выше звука»
В рамках фестиваля, собравшего музыкантов, российских учёных, исследователей и практиков из самых разных областей науки и культуры, а также исполнителей из других стран, с 7 по 12 августа прошло более 30 культурных, научных и развлекательных мероприятий на более чем 10 площадках республики.
Это концерты оркестровой, инструментальной музыки и вокала, музыкальные пикники, концерты-перформансы о культуре народов региона, мастер-классы и многое другое.
Например, как сообщила сокуратор фестиваля, известная российская концертирующая пианистка и артистка компании Yamaha Анна Цыбулёва, в этом году репертуар концертов был значительно расширен. На фоне великолепной природы Архыза выступили музыканты из оркестра «Аltersono», в том числе и японская скрипачка Аяко Танабэ, а также известные оперные певцы и лауреаты международных музыкальных конкурсов.
– Для гостей фестиваля звучали шедевры опер Чайковского, Россини, Пуччини и Бизе… А в рамках самого фестиваля была проведена и профессиональная программа, в ходе которой заслуженные деятели искусств делились опытом и знаниями на мастер-классах фестиваля, – поделилась Анна Петровна.
Отдельное место в программе заняли произведения современных авторов. Так, концерт 7 августа открыли сочинения Юрия Абдокова, заслуженного деятеля искусств КЧР, и Сергея Багаури, участника проекта «Живая традиция» 2023 года. А завершила фестиваль премьера новых сочинений резидентов творческой лаборатории 2024 года, вдохновленных красотой и глубиной старинных мотивов, традиций и преданий Карачаево-Черкесской Республики.
Министр культуры КЧР Зураб Агирбов выразил огромное удовлетворение от того, что в музыкальном мире всё больше растёт интерес к проходящему в Карачаево-Черкесии фестивалю «Выше звука» и год от года география фестиваля расширяется. Так, в этом году в фестивале, помимо артистов из Москвы, Санкт-Петербурга и КЧР, приняли участие коллективы и музыканты из Дагестана, Башкортостана и Татарстана, Карелии, Воронежской области, Бурятии, Новосибирска…
– Таким образом, в соответствии с числом участников выросло и количество площадок, на которых были представлены разные виды исполнительского искусства и даны мастер-классы, проходили встречи с профессиональными композиторами, концертирующими музыкантами международного уровня, кураторами культурных проектов и режиссерами-постановщиками, – рассказал министр. – Естественно, расширилась и тематика фестиваля, где наряду с концертами классической музыки, лекциями учёных разных направлений, историков музыки, геологов, орнитологов, фольклористов и так далее появилось и новое направление фестиваля – творческая резиденция. Это очень интересный проект, творческий продукт двух совершенно разных хореографических направлений.
Как выяснилось, сотрудничество артистов из Карачаево-Черкесии с хореографами и режиссёрами-постановщиками из других регионов России позволило создать новые номера, работа над каждым из которых длилась больше двух месяцев.
Резиденты данной творческой лаборатории всё это время проводили в исследованиях, экспедициях, а затем в рамках фестиваля продемонстрировали результаты своей работы. И эффект оказался самым неожиданным: помимо приобретенного нового опыта артистам из Карачаево-Черкесии этот проект позволил посмотреть на историю региона новыми глазами.
Театр танца Госфилармонии КЧР впервые участвовал в этом фестивале, но не со своей обычной программой, а с номерами, поставленными хореографами творческой резиденции. Это были танцевальные композиции на основе кавказских танцев, естественно, в современной обработке. Четыре хореографа из творческой резиденции создали четыре группы, каждая из которых исполняла танцевальные этюды на ту или иную тему. Так, одна группа исполнила хореографическую вариацию на тему депортации и возвращения карачаевцев на родину. Часть номера идёт под карачаевскую колыбельную. Это старинная народная песня, возможно, известная не многим, но благодаря этому фестивалю обретшая новых слушателей.
Другой балетмейстер ставил композицию на тему нартского эпоса.
Обо всём этом рассказал руководитель Театра танца Госфилармонии заслуженный артист КЧР Мурат Гагиев.
– В ходе совместной работы мы познакомились с хореографами из разных регионов России, наблюдали за их репетициями и немного обменивались опытом. Конечно, у современной хореографии свой подход, свои приёмы, у нас же всё основывается на народной танцевальной основе. Но лично мы не испытывали отторжения по отношению к тому, что ставили приехавшие хореографы. И, возможно, полученный опыт когда-нибудь воплотится в новых постановках нашего ансамбля.
Мурат Гагиев также заверил, что фестиваль «Выше звука» нужен не только для обмена идеями и взглядами, но и для того, чтобы помочь артистам лучше понять себя, свою народную культуру, увидеть себя в новом амплуа. А это развивает артиста.
– Поэтому я бы хотел, чтобы этот фестиваль проходил как можно дольше, – подытожил Мурат Владимирович. – И если результаты нашей работы в творческой резиденции в этот раз были представлены на завершающих фестиваль концертах в Архызе и Черкесске, то на будущее мы хотим, чтобы наша аудитория расширилась за счёт новых участников и новых гостей фестиваля.
Добавим, что в заключительном гала-концерте также приняли участие Государственный симфонический оркестр КЧР и ансамбль национальных инструментов «Пэсэрей».
Отрадно, что музыканты и артисты КЧР начинают органично и уверенно входить в мировое музыкальное пространство. Возможно, на этом пути имеются свои трудности и подводные камни, но ведь есть и то, что будет приводить новых гостей к нам в горы: красота природы, аутентичная кухня, высокое гостеприимство, высокая культурная программа. Выше звука. Но не выше наших гор.
{{commentsCount}}
Комментариев нет