Честь превыше жизни!
19 августа исполнилось бы 75 лет крупному кавказоведу Валерию Кажарову
Валерий Хаширович еще при жизни был признан основателем собственной научной школы кавказоведения.
Заданная историком планка оказалась так высока, что по прошествии трех десятилетий мы не можем назвать ни одной работы, сопоставимой по глубине анализа и масштабности поднимаемых проблем с исследованиями ученого.
Провинция таланту не помеха
Для Валерия Кажарова, происходившего, по российским меркам, из такой глубокой провинции, как город Нальчик, никогда не были характерны культурный изоляционизм и интеллектуальный провинциализм. Само провидение, казалось, подготовило его к историографической революции, разразившейся в отечественной гуманитарной науке в последнее десятилетие XX в. Его капитальные исследования по истории черкесского феодализма, осуществлявшиеся в 1980-1990-е годы, были опубликованы одно за другим. Круг научных интересов ученого также в полной мере соответствовал тенденциям развития мировой исторической мысли конца XX века. Историк разрабатывал множество аспектов аграрной и этнополитической истории, проблемы новаций и трансформаций традиционной политической культуры конца XVIII – XIX в., важнейшие стороны духовной и интеллектуальной истории, ментальности и исторического сознания черкесов. Казалось бы, очень далекие друг от друга темы обретали в конечном итоге в трудах Валерия Хашировича гармоничную целостность, актуализируя и выдвигая на первый план парадигму познания человека через его социальное и ментальное измерения.
Школьная пора
Поиски истоков интеллектуального прорыва, совершённого исследователем в кавказоведении, ведут в его послевоенное детство и пришедшуюся на хрущевскую «оттепель» юность. Валерий Кажаров родился в 1949 г. в селении Сармаково Нагорного района Кабардинской АССР в семье ветерана Великой Отечественной войны. Вскоре его родители, врачи-стоматологи, обосновались в городе Баксане. В школе он учился блестяще, успевая при этом уделять достаточно много времени любимому футболу, общению с друзьями, связь с которыми сохранил на всю жизнь.
Увлечение историей у Валерия Хашировича шло из детства. Как это бывает часто, оно углубилось под влиянием школьного учителя истории Леонида Шогенова. Вместе с ним ученики, в числе которых был и Кажаров, участвовали в археологических раскопках под руководством известного археолога Нажмудина Шафиева. В 1966 г. Кажаров, окончив с золотой медалью среднюю школу, поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ).
Студенчество
Университет в Нальчике во второй половине 1960-х гг. представлял собой подлинный оазис просвещения, где сосредотачивалась по-настоящему талантливая и пытливая молодежь. Достаточно сказать, что Кажарову при поступлении на историческое отделение историко-филологического факультета пришлось выдержать конкурс в 12 человек на место. Среди тех, кто учился с ним одновременно, были впоследствии видные историки Барасби Бгажноков, Николай Бугай, лингвист и писатель Борис Утижев. На факультете преподавали такие крупные кавказоведы, как Туган Кумыков, Евгения Налоева.
Уже в студенческие годы за Кажаровым закрепилось реноме блестящего интеллектуала и очень светлого человека, он был удостоен уважения не только сверстников, но и многих авторитетных и любимых студентами преподавателей. Творческая атмосфера в университете проявлялась и в том, что студенты много читали, дискутировали по различным научным и философским проблемам. Валерий Хаширович особенно охотно посещал богатую научной литературой районную библиотеку в родном Баксане. Он проявлял живой интерес к философским трудам, любовь к которым была привита ему старшим братом, физиком по специальности, Борисом. Будущий историк особенно почитал пронизанное насквозь постулатами об этических императивах учение основателя немецкой классической философии Иммануила Канта. Юношеский интерес не был случайным, если взглянуть на учение Канта с точки зрения ценностей черкесской ментальности, ярким носителем лучших черт которой: честности, человечности, благородства, чувства долга – был сам Валерий Кажаров. Таким образом, очевидно, что система черкесского миропонимания, никогда не выходившая из поля научного интереса историка, была важнейшим фактором его развития как ученого. В этом отношении показателен случай, оставшийся в памяти друзей семьи Кажаровых. Когда мама-врач указала своему сильно увлекавшемуся чтением сыну-четверокласснику на необходимость поберечь здоровье и не проводить так много времени за книгами, тот ответил: «Как же ты не понимаешь, мама, ведь я читаю не для себя, а для народа».
Путь в науку
После окончания КБГУ Кажаров продолжил обучение в аспирантуре Института этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая под руководством выдающегося ученого – заведующего сектором Кавказа Института этнографии АН СССР Валентина Гарданова. По воспоминаниям сотрудников института, Валерий Хаширович отличался от всех других аспирантов своими глубокими познаниями, нестандартностью мышления, глобальностью задумок.
В столице он с головой окунулся в работу в крупнейших архивах и ведущих библиотеках страны. Очевидно, что уже в ходе работы над кандидатской диссертацией, блестяще защищенной в 1982 году, стали складываться теоретико-исторические взгляды Кажарова. Тема исследования «Сельская община у адыгов в первой половине XIX в. (Поземельные отношения)» была, с одной стороны, в значительной мере связана с русской историографической традицией, а с другой – с марксистско-ленинским учением об общественных формациях. Солидное философское самообразование способствовало достаточно последовательному и творческому использованию им марксистской методологии. Многим тонкостям изучения аграрного строя он научился, осваивая труды российских классиков аграрной истории и медиевистики.
В докторантуре Кажаров продолжал трудиться над проблемами черкесского феодализма. В начале 1990-х им были опубликованы один за другим в течение трех лет фундаментальные труды: «Адыгская хаса» (1992), «Адыгская вотчина» (1993), «Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX в.» (1994).
Научным консультантом историка был профессор Абрам Першиц. Немногословный и скупой на похвалу Абрам Исаакович называл Валерия Хашировича талантливейшим человеком и высоко ценил его теоретические построения. В 1994 г. Кажаров защитил в Институте этнологии и антропологии РАН докторскую диссертацию. Защита прошла блестяще, диссертация имела большой резонанс в научном сообществе. Отмечалось, что в области исследования общественных институтов работу Валерия Кажарова на тот день не с чем было сравнить.
Талантливый организатор
В 1993 году Валерий Хаширович был назначен заведующим отделом истории Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. В 1997 году его монография «Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX в.» была удостоена Государственной премии КБР в области науки. В 1999 году за большой вклад в развитие исторической науки ему присвоили звание «Заслуженный деятель науки КБР».
Валерий Кажаров был не только крупным ученым, но и блистательным управленцем. Его руководство отделом истории в КБИГИ было отмечено значительным институциональным развитием. Благодаря Кажарову отдел истории вырос в мощное научное подразделение, состоявшее из четырех секторов – истории, этнологии, источниковедения, археологии и групп по изучению генеалогии и проблем современного развития общества. В 1996 году в КБИГИ были открыты аспирантура и докторантура по историческим дисциплинам.
К сожалению, Кажарова не стало очень рано. Именно в том возрасте, в котором Валерий Хаширович ушел в мир иной, обычно начинается наиболее плодотворный период в жизни историка. Но судьба распорядилась иначе: огромное академическое наследие, оставленное ученым, было создано им в очень раннем возрасте. Пик научного творчества Валерия Хашировича пришелся на годы его юности и молодости, что характерно для ученых физико-математических наук, но среди гуманитариев – крайне редко!
Личное
И напоследок я хотела бы поделиться своим личным воспоминанием. Меня до сих пор удивляет, что каждая моя встреча с Валерием Хашировичем, посвященная чаще всего различным вопросам исторической науки, заканчивалась тем, что он всегда своими мыслями возвращался в долину реки Баксан… Именно к ней, к малой родине, к сакральному центру так любимой им феодальной Кабарды, были прикованы его мысли и самые трепетные переживания в последние годы жизни, когда я его знала. И этот факт я расцениваю так: внимание Валерия Кажарова всегда находилось там, где оно в наибольшей степени было в тот момент необходимо! Он, как и средневековые рыцари Черкесии, о которых он так много писал, был верен своему жизненному кредо: «Честь превыше жизни!»
Фатима ОЗОВА,
академик АМАН, доктор исторических наук, доцент, зав. отделом истории народов КЧР Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований им. Х. Х. Хапсирокова.
Кстати,
в 2005 году при активном участии Валерия Кажарова стал издаваться приобретший сразу же успех не только в среде профессионального сообщества, но и у широкого круга читательской аудитории любителей истории «Исторический вестник», главным редактором которого Валерий Хаширович неизменно оставался до конца жизни. Создание журнала дало мощный импульс кавказоведческим исследованиям в регионе. Здесь публиковались статьи многих именитых авторов не только России, но и всего постсоветского пространства.
{{commentsCount}}
Комментариев нет