День республики № 106 от 17.09.2024

Если у подростка нет друзей

Как родителям помочь своему ребенку решить эту проблему?

Сегодня в 10:20
 просмотров
Глеб ТКАЧЕНКО, психолог
Глеб ТКАЧЕНКО, психолог

Подросток проходит очень сложный возрастной период, целью которого является формирование идентичности. Идентичность – это осознание себя, с одной стороны, индивидуальной личностью, а с другой – полноценным членом общества. Иными словами, две основные задачи подростка – это самопознание и формирование принадлежности к социуму.

Трудности с поиском друзей могут крыться как в первой, так и во второй задаче. Если подросток плохо понимает себя, не знает, что ему интересно, не имеет конкретных взглядов на мир, то найти близкого человека очень трудно. Ведь чтобы осознать другого человека близким тебе, надо понимать, кто ты такой. Если же у подростка есть проблема с чувством принадлежности, то он склонен замыкаться в себе, уходить от общества, находить окольные пути для общения. Например, онлайн-игры или социальные сети.

Важно помогать подростку по обоим направлениям. Чтобы помочь подростку понять себя, можно предпринять следующие меры:

Разговаривать с ним. Речь не о дежурных фразах «как дела в школе?», а о полноценных разговорах обо всем, что важно подростку. Он не всегда будет готов к общению, но родитель всегда должен быть открыт для диалога. Потому что моменты эти очень редкие, и лучше их не упускать.

Интересоваться его увлечениями. Вам может быть абсолютно неинтересно то, во что он играет, что смотрит, что читает. Но интересоваться необходимо. Чтобы подросток имел возможность поделиться с вами своими увлечениями, и через диалог с вами лучше понимать себя. Ведь в реакции родителей ребенок, будто в зеркале, видит то, что сам может и не осознать. Одно дело, когда он просто чем-то занимается, и совсем другое, когда словесно выражает, что именно его заинтересовало в той или иной деятельности.

Предлагать ребенку записаться на различные кружки или секции. Подросток часто бывает пассивен, слишком погружен в себя или зациклен на привычной деятельности. Он может даже не видеть тех занятий, которые потенциально окажутся ему интересны. Дать выбор и возможности – вот основная задача. Но важно не передавить, не заставлять оставаться там, где плохо.

Может быть полезно поделиться собственным опытом проживания подросткового периода. Ребенку может быть полезно узнать, как его родители проходили через этот период. Важно, чтобы этот рассказ был мотивирующим, а не угнетающим. Иначе ребенку будет только хуже от того, что родители тоже не справились.

Родители всегда должны быть открыты для диалога с ребенком
Родители всегда должны быть открыты для диалога с ребенком

Помочь ребенку найти друзей и тем самым почувствовать свою принадлежность к обществу можно с помощью следующих действий.

Опять же, кружки и секции – важный помощник родителя. Но в этом случае речь не о понимании ребенком собственных интересов, а об общении в социуме, состоящем из заинтересованных детей. Подросток – уже не тот ребенок, которого можно за ручку отвести к соседским детям поиграть, но подтолкнуть к социуму возможность остается.

Дом должен быть открыт для гостей ребенка. Во-первых, вы будете знать, с кем он заводит знакомство. Во-вторых, это даст ребенку возможность пригласить кого-то, с кем в дальнейшем укрепятся отношения. Для многих отсутствие этой возможности в детстве на всю жизнь остается болезненной темой.

Бывает, что ребенок перенес психологическую травму. Обижали старшеклассники, смеялись девчонки, задирали одноклассники – причин может быть множество. С этим стоит обратиться к психологу, пока последствия можно скорректировать куда быстрее, чем когда они покроются толстенным слоем защитных механизмов.

Становиться для ребенка другом не стоит. Мама должна оставаться мамой, а папа – папой. Полноценные дружеские отношения тут невозможны, т. к. они подразумевают взаимоподдержку, возможность поделиться проблемами друг с другом. В случае с ребенком этот процесс должен быть односторонним: родитель дает поддержку, а ребенок ее получает. Но через общение с родителем он может обрести важные навыки общения, которые в дальнейшем окажутся полезными при формировании дружеских отношений.

А бывает, что родители сами видят в ребенке свое продолжение, не хотят отпускать его от себя. Ведь пока он их ребенок, зависит от них, они чувствуют свою важность, имеют смысл существования. И вот это желание контролировать ребенка, держать при себе может существенно помешать ребенку завести знакомства. И тогда работать с психологом следует уже родителям.

По итогу важнейшей рекомендацией на все случаи жизни в том, что касается проблем ребенка, является формирование глубоких, доверительных отношений с ним. Без этого попасть в мир подростка будет практически невозможно. Он сам должен выйти оттуда и вступить с вами в контакт, но для этого должны быть соблюдены важнейшие условия: полное принятие, безопасность, доброжелательность.

Глеб ТКАЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях
Глеб Ткаченко детско-родительские взаимоотношения подросток психолог Психология советы