В гостях у башмачковой феи
Поход в обувную мастерскую закончился знакомством с удивительным человеком, влюбленным в свое дело
В обувном деле Тамара Кукланова уже полвека. Освоившая в свое время школу итальянского обувного дизайна, сегодня она большей частью занимается тем, что дает вторую жизнь чьим-то стоптанным башмакам.
Но к своей работе она относится не как к ремеслу, а как к искусству. И творит настоящие чудеса.
Подвал с желтым камином
На самом деле, начиналось все до боли прозаично: начала отставать подошва на любимых кроссовках. На мои сетования в редакционных кулуарах коллеги, не сговариваясь, посоветовали сходить в какой-то подвальчик в «доме возле тюрьмы», причем точного адреса почему-то никто не помнил.
Путь к заветному подвалу стоит отдельного рассказа, отметим лишь, что моя физиономия наверняка была зафиксирована всеми камерами по периметру изолятора, и, если бы не добрые люди, я скорее попал бы на допрос к охранникам СИЗО, а не в обувную мастерскую.
Добравшись, наконец, до нужного дома, я увидел приоткрытую узкую дверцу, за которой довольно крутые ступеньки вели в подвал. Обстановка здесь напомнила лавку волшебника из фильма о Гарри Поттере: полумрак, столы со свисающими листами кожи, непонятные инструменты, стеллажи, уставленные обувью всех фасонов. В самом центре помещения располагался камин из желтого кирпича, почти не тронутый копотью, наверняка используемый таинственными хозяевами не для обогрева, а как портал для перемещения во времени и пространстве. И, как положено во всех сказочных историях, этих самых хозяев нигде не было видно.
Рука Мастера
На мое «кхе-кхе» откуда-то возникла сухонькая женщина в годах, с умным, глубоким взглядом. Она вполне соответствовала волшебной ауре своего подвальчика. Если и существуют феи, они должны быть именно такими. Не было сомнений, что она может сотворить чудо, причем без всяких там магических гаджетов.
«Что, сами клеить пытались?» – с укоризной глянула она на меня поверх своих больших очков с толстыми стеклами, едва скользнув глазами по раненой обувке. Отпираться было бесполезно, и я покаялся в содеянном…
Постепенно завязался разговор. Хозяйку мастерской звали Тамара Нуховна Кукланова. Между делом она достала с полки и протянула мне женскую босоножку.
Босоножка как босоножка, типичный дамский минимализм – несколько полосок кожи на высокой платформе, я даже не понял сразу, чему, собственно, нужно удивляться. «Да вы только посмотрите, какая тонкая работа, – хозяйка аж прицокнула и приблизила ко мне босоножку, – мастер пристрачивал каждый ремешок к кожаной основе, а, дойдя до середины, делал узелок и строчил дальше. От босоножек только эти носочки и остались, подошва вся развалилась, стелька стерлась, а хозяйке они очень нравились: красивые и удобные, жаль было выбрасывать. Так что пришлось спасать, подошву поменять, стельки сделать, ну и остальное…», – без всякого пафоса, вполне обыденно сказала Тамара Нуховна.
В этот момент я и понял, что Бог меня свел не просто с ремесленником, а с настоящим МАСТЕРОМ, влюбленным в свое дело, готовым ради спасения нескольких сантиметров кожаного шедевра, сотворенного неизвестным обувным гением, с нуля сделать новые босоножки.
Родители и учителя
Понятно, мастерами не рождаются, мастерами становятся. И помогают в этом, конечно же, родители и учителя.
Родителей Тамары познакомила война. Нух Эреджебович Туарчиев из Хабеза был командиром батальона, Анна Андреевна Панюшкина, родом из Москвы, служила связисткой. Вместе воевали, вместе дошли до Берлина. Красавец-черкес покорил сердце молодой москвички и увез девушку в родной аул. Потом в Черкесск переехали. Отец стал работать в педучилище, а на маме был дом. «Я очень часто вспоминаю маму. Она шила, занималась детьми. Нас трое у нее было. Она даже пальто сама шила, нас одевала. И всегда требовала, чтобы все было сделано аккуратно. Это потом мне сильно в жизни пригодилось», – рассказывает Тамара Нуховна.
С учителями Тамаре тоже везло. Она училась в девятой школе периода ее расцвета. Сильных педагогов смогла собрать под свое крыло легендарная директриса Валерия Мефодиевна Пашкова! С благодарностью вспоминает Кукланова учителя черчения и рисования Гизеллу Богумиловну Долечек. После ее уроков она легко вступительный экзамен по рисунку сдала в Московский технологический институт легкой промышленности, старейший профильный вуз страны. Здесь тоже был мощный преподавательский состав.
«Прикладной математике, пространственным построениям, без чего вообще невозможно моделирование обуви, учил Иван Тимофеевич Бородуля из «Бауманки». Несколько направлений химии проходили, много еще чего. В общем, базу давали основательную», – вспоминает Тамара Кукланова.
Первый успех
После окончания вуза Тамару распределили на Черкесскую обувную фабрику, руководил которой талантливый директор Казбек Хамедович Махов. На первом же худсовете модель Тамары получила высший балл. Единственная из всех представленных! «До сих пор помню эти мужские полуботинки», – не без гордости отмечает Тамара Нуховна.
Нужно ли говорить, что успех молодого специалиста не вызвал энтузиазма у старших подзакосневших сослуживцев, не имевших ни толкового образования, ни особых талантов. А тут еще дочка родилась, пошли садики-больничные, в общем, куча поводов для недовольства коллег и начальства.
Ателье Мурадяна
Зачем себя и других мучить, когда есть работа и поинтереснее? Молодого, как сейчас говорят, креативного специалиста трудно было не заметить. Тамару пригласили работать в местный комбинат бытового обслуживания, объединявший целую сеть ателье и мастерских по изготовлению трикотажа, пошиву и ремонту одежды и обуви. «Как модельеру, мне тут было гораздо интереснее. На фабрике ведь как было: один раз модель утвердят на худсовете, а потом ходишь в цех внедряешь, строчку поменял – уже инновация. А в «бытовке» каждый день что-то новое», – вспоминает Тамара Кукланова. Так она оказалась в ателье Мнацакана Мурадяна.
«Это было ателье высшего разряда, здесь весь Дом Советов обшивался. Мнацакан Киропович был мастер от Бога. Мы с ним быстро сошлись. Ему понравилась моя цельнокройная модель туфель (раньше из двух кусочков для простоты изготовления делали). А потом я разработала женские сапоги. Он их так и назвал в честь меня – “Тамара”», – вспоминает мастер.
Адриано Лунати
Скажем прямо: то, что делала Тамара Кукланова, сильно отличалось от того, что стояло на полках наших обувных магазинов. Удивляться нечему, ведь наша героиня освоила миланскую школу обувного моделирования. Лучшую в мире школу обувного дизайна!
В начале 60-х в Международном институте обувной техники и искусства в Милане был разработан метод проектирования обуви непосредственно на колодке и переноса линий модели с колодки на плоскость. Технология была приобретена советским правительством, а в Милан были направлены наши специалисты для ее освоения, которые потом делились передовым опытом с коллегами у себя в стране. Площадка, на которой происходило обучение отечественных специалистов, была открыта на одной из ленинградских обувных фабрик.
«Когда услышала об этом, – вспоминает Тамара Нуховна, – я загорелась и упросила руководство направить на обучение». Занятия проводила женщина-технолог, учившаяся у автора этой технологии, самого Адриано Лунати. Как выяснилось, за эти курсы направляющая организация должна была заплатить приличную сумму, но смышленая девушка приглянулась технологу, и та разрешила посещать занятия без оплаты.
«Однако кто-то «настучал», что занятия посещают «зайцы». Пришел администратор, стал делать перекличку, кто откуда. Когда дело дошло до меня, я честно сказала, что приехала с Кавказа. Я-то имела в виду место, а он подумал, что я из производственного объединения «Кавказ», было такое. В общем, пронесло, и я смогла доучиться до конца», – рассказывает мастер.
Обувь мечты
Спрашиваю, а были ли модели, которые запомнились ей самой. Немного задумавшись, мастер достала с полки женские сапог и ботинок. «Вот это Валечки башмачок. А вот это Леночки башмачок, – представила Тамара Кукланова произведения обувного искусства, сделанные, видать, для хороших знакомых. – Это мои, наверное, самые любимые». И действительно, с первого взгляда было видно, что изящная обувь была настоящим продолжением женской ножки, точно повторяла ее форму. На ноге такую обувь и не почувствуешь.
«Ну и детскую обувь мы долго делали. Там тоже свои нюансы есть», – улыбнулась Тамара Нуховна и показала очаровательные детские босоножечки в пол-ладошки на твердой прочной подошве и с упругой стелькой, чтобы топать удобно было и никаких плоскостопий не получалось.
Туфельки для «Фантазии»
Были у Куклановой и специальные заказы. Именно Тамара Нуховна шила туфли для ансамбля «Фантазия» Евгении Пунченко. Шила, а потом ремонтировала. «Я обижалась на девчат, когда они приносили мне в ремонт сбитые «в хлам» туфли. Все думала, нельзя же так издеваться над обувью. А потом попала на их выступление. Господи, что они вытворяли на сцене, там не только без обуви, без ног остаться можно было. Зашла за кулисы, извинилась перед девочками и поблагодарила их, сказала, что никогда ворчать на них больше не буду».
Сказочные сапоги
«Как-то раз поступил совсем необычный заказ. Пришла очень красивая молодая пара, решили сделать свадьбу в русском стиле. Жених, высоченный парень, должен был быть в костюме Ивана-царевича. Ну и сапоги были нужны соответствующие, как на картинах Васнецова, с поднятыми носами. Я растерялась, тут же колодка нужна специальная. Где я такую возьму? А они, раз-два, и в интернете где-то разыскали, приходят через несколько дней уже с колодкой. Они потом видео со свадьбы показывали, а через год уже с малышкой пришли, результат работы, так сказать, представили», – рассказывает Тамара Нуховна.
Из мастерской я вышел в приподнятом настроении. После разговора с Тамарой Куклановой осталось удивительное послевкусие, как после хорошего вина, полный и сложный букет воспоминаний и эмоций, какие могут возникнуть только от настоящего человеческого общения. Ну и в том, что волшебники существуют, теперь я совсем не сомневался.
Кстати,
кроссовки, с которых, собственно, и началось наше знакомство, были готовы через несколько дней. Мастер не ограничилась подклейкой отставшей подошвы. Обувь была разобрана на составляющие, потрескавшийся кожзам был заменен на мягкую кожу, а потом все было собрано и аккуратно склеено. Так что стали они лучше, чем новые.
{{commentsCount}}
Комментариев нет