День республики № 109 от 24.09.2024

История одного удивительного открытия

В 2005 году вышла статья Дениса Белецкого и Андрея Виноградова об уникальной надписи, обнаруженной в Сентинском храме

7 октября в 11:41
 просмотров
Сентинский храм
Сентинский храм

Как совершаются научные открытия? По признанию ученых, открытие часто возникает неожиданно, как подарок судьбы, ибо удача – тоже важный компонент научного поиска. Однако приходит она лишь к тому, кто углублённо и упорно работает над захватившей его научной проблемой… Именно так случилось с героями нашего очерка – Денисом Белецким и Андреем Виноградовым.

С чего всё началось

Москвич Денис Белецкий, профессиональный архитектор, увлёкся Кавказом ещё в 1991 году и регулярно приезжал сюда, интересуясь архитектурой и росписями аланских церквей. К концу 90-х годов начал заниматься наукой серьёзно, работал в Ингушетии, встречался с известным археологом Владимиром Кузнецовым, был на Нижне-Архызском городище, потом приехал в Сентинский храм.

Внутри храма тогда стояли строительные леса. Денис Викторович поднялся по ним повыше к куполу храма, заметил четыре слоя старых росписей, с увлечением рассматривал остатки фресок, процарапанные граффити и надписи краской на греческом языке. Снял кальку и сделал фотографии с двух надписей, одна из которых располагалась на высоте около двух метров от пола в правой половине южной стены восточного рукава храма.

Денис подумал, что такое необычное расположение объяснялось соседством с храмовой иконой, которая могла находиться на аналое под надписью. Сама надпись была выполнена черной краской на белой штукатурке. Потом ее перекрыли тонким слоем побелки, сквозь который, тем не менее, она неплохо просматривалась, а еще позже её покрыли желтой обмазкой и фреской. Денис заметил, что все наслоения, перекрывавшие надпись, за исключением побелки, ко времени его приезда практически полностью осыпались.

И тут, рассказывая о произошедшем, Денис Викторович изрядно удивил нас. Он, оказывается, просто не понял, что совершил открытие! «Эти кальки и фотографии лежали у меня на полке пару лет, – говорит он, – сам же я искал в книгах о Сентинском храме свидетельства об этих надписях, но, к своему немалому удивлению, нигде ничего не нашёл…»

Встреча с Виноградовым

Да, именно так! Только перелопатив все имеющиеся исторические источники, Денис Белецкий решил обратиться к Андрею Виноградову, известному российскому историку-антиковеду, археологу и переводчику, исследователю Византии и раннего христианства, с которым они были шапочно знакомы по встречам на научных конференциях.

Позвонив Виноградову, Белецкий договорился о встрече, сказав, что у него есть пара надписей на греческом языке и он хотел бы знать их перевод.

Андрей Виноградов
Андрей Виноградов
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Приехав к Андрею Юрьевичу, Белецкий достал одну из надписей. Виноградов сказал, что ничего особенного она не содержит. Белецкий вынул вторую кальку. Тут Виноградов пробурчал, что именно эту надпись следовало показать первой!

– Тут явно есть дата и имена! Ты поезжай домой, а я пока поработаю над текстом. Разберу – позвоню.

Едва Денис приехал домой, как услышал телефонный звонок.

– Денис, ты сидишь? Сядь, а то на ногах не устоишь! – И Андрей тут же торопливо зачитал надпись: – Тут написано, что освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора и августа, и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля, в день святой Антипасхи, рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 году. Написано рукой такого-то, апокрисиария патр… Дальше неразборчиво.

Потрясение

Если Денис Белецкий был изумлен и потрясен тем, что у него два года пролежала надпись, содержавшая такой текст, то Андрей Виноградов назвал впечатление от разобранной им надписи «ошеломляющим». В жизни ученого-исследователя таких открытий случается немного. А тут памятник вдруг заговорил, да ещё рассказал о посвящении храма, датировке по правителям, о числе месяца и годе освящения, о церковном празднике и, наконец, донес до нас имя архиерея!

Виноградов добавил, что у него было ощущение, будто он говорит с живыми людьми, чей голос неожиданно донёсся из-под слоя фресок!

На какие выводы наводит надпись

Андрей Юрьевич считает, что расшифрованная им надпись подтверждает сложившееся мнение ученых о посвящении Сентинского храма Богородице или какому-то Ее образу. «Никифор император» – это, несомненно, византийский император Никифор II Фока (963-969). Конец строки читается плохо: вероятно, что за титулом «император» следовал «август». Эксусиократор – это устойчивое византийское наименование правителя Алании от Константина Багрянородного до Анны Комниной. Такой титул прилагался только к правителю Алании и всегда соединялся с обозначением «Аланиас», и разумно предположить, что именно это слово находилось в утраченном конце строки. Есть и сложности в понимании: обычно словом «имера» «в день» в византийской эпиграфике обозначается день недели, но добавление «агио» «святого» здесь явно указывает на праздник. От последнего слова строки сохранились остатки одной буквы – альфы либо лямбды. Никаких святых на «Л» 2 апреля не празднуется, а вот с альфы начинаются два святых этого дня – братья Анфимиан и Эдессий. Но Виноградову более вероятным представляется другой вариант: на второе апреля в 965 году приходился праздник Антипасхи, и он полагает, что речь идет именно о нём.

Денис Белецкий
Денис Белецкий
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Датировка же никакой трудности для исследователя не представляла: речь идет о византийской эре от сотворения мира, то есть год, когда была сделана надпись, вычисляется по простой формуле: 5473 – 5508 = 965.

Виноградов также предположил, что раз слово «патрикий» дано в сокращении, оно обозначает не имя собственное, но высокий византийский титул, который в VIII-X веках носили наиболее важные правители и военачальники. Светский характер этого титула заставляет считать и апокрисиария найденной надписи не церковным чиновником, но государственным посланником. Следовательно, наш аноним, оставивший надпись, был высокопоставленным посланцем императора Никифора Фоки, который, кстати, зимой-весной 965 года находился на зимних квартирах в Каппадокии, о чём известно из исторических документов. Всё сходится!

Колумбово яйцо

Сегодня любая наука не может вариться в собственном соку. Ей нужны нестандартные подходы и сравнительные исследования в пограничных областях между далёкими друг от друга областями.

Именно так, архитектором и филологом, было совершено это удивительное открытие.

Нам могут возразить, что все было достаточно просто: ведь, на первый взгляд, любой мог бы разглядеть надпись и перевести её с греческого. Но это иллюзия! Когда Колумб рассказывал о своем путешествии, один из слушавших его с нескрываемой иронией сказал, что «нет ничего сложного в том, чтобы открыть новую землю», будь у него корабль. В ответ Колумб предложил присутствующим поставить вертикально варёное яйцо. Ни у кого не получилось. Колумб ударил яйцо о стол так, что оно осталось стоять вертикально. Все возмутились, ведь никто не подумал, что с яйцом можно что-то сделать, на что Колумб произнес: «Разница в том, что вы могли бы это сделать, а я сделал…». Так случилось и с нашими героями. Надпись видели многие, а открытие сделали они.

Досье

Белецкий Денис Викторович – научный сотрудник РГУ «Наследие Алании», заслуженный деятель науки Республики Ингушетия. Автор более 20 научных работ по средневековой архитектуре и искусству Северного Кавказа и Центральной России.

Виноградов Андрей Юрьевич – доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Член Ассоциации по изучению христианской апокрифической литературы (AELAC). Автор 4 монографий и более 60 научных статей.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Андрей Виноградов археологические исследования археология Денис Белецкий КЧР наука научные исследования научные открытия Сентинский храм ученый