Нужно уметь повторить «рисунок автора»
Ахмед Ведзижев - один из первых выпускников ингушской школы каменщиков-реставраторов
Ахмед Ведзижев может рассказать о камнях много, а точнее, то, что надо знать каменщику-реставратору, и намного больше. Он один из первых 12 выпускников школы каменщиков-реставраторов «Наследие», открытие которой состоялось в октябре 2023 года в Джейрахском районе Ингушетии. В мае нынешнего года состоялся выпуск первых специалистов, сертифицированных мастеров каменщиков-реставраторов, которые сегодня участвуют в восстановлении средневековых башенных комплексов в горных селениях.
Познавая себя
Ахмед Ведзижев родился и вырос в многодетной семье в селе Плиево. Окончив бакалавриат и магистратуру по ингушской литературе и отправившись в свободное плавание, Ахмед начал пробовать себя в разных ипостасях, в том числе и в строительной отрасли, чтобы как-то справляться с финансовыми потребностями. А чтобы реализовать свои педагогические способности, он составил собственную программу по изучению ингушского языка, а точнее онлайн-программу для детей, которые вообще не владеют родным языком. Этот проект оказался очень востребованным в основном ингушами, живущими за пределами республики, в том числе за рубежом, и желающими изучить свой родной язык.
Но Ахмеда не покидало желание познать и изучить ещё что-то новое, более интересное и увлекательное. И этим чем-то оказалась профессия каменщика-реставратора.
– Я это понял, когда услышал, что у нас открывается такая школа, и, не раздумывая, подал заявление, – рассказывает Ахмед. – У меня было большое желание глубже изучить историю нашего народа, изучить архитектурную составляющую, узнать, как наши предки строили башни, изнутри исследовать и освоить это ремесло. Это была сильная мотивация. И потом, заслуживало доверие, что руководить школой будет известный реставратор Рамзан Султыгов. И в целом, сами камни тянули меня своим магическим существом, своими неизведанными тайнами.
Школьные будни
Пройдя серьезный отбор в школу, он приступил к занятиям.
– Они начались в январе этого года, – вспоминает Ахмед Ведзижев. – Наше ремесленное образование проходило в башенном комплексе Нижний Пуй, расположенном за храмом Тхаба-Ерды, у места впадения в реку крупного притока Гулой-хи, почти на границе с Грузией.
Занятия были увлекательные, познавательные. Чтобы вы понимали, мы не только учились реставрировать каменные строения, мы изучали историю народа, здесь укреплялись исконно ингушское мировоззрение, любовь к культуре, традициям и истории.
Образовательный процесс был многосторонним и интересным. У нас теория и практические занятия проходили и проходят параллельно, сюда входят и полевые работы. Мы изучали несколько дисциплин: этнографию, археологию, геологию. Проходили и технику безопасности, получали навыки по оказанию первой медицинской помощи. Но прежде всего, конечно, мы постигали науку по обработке камня, которая включает в себя теорию и практику. На теории реставрации Рамзан Султыгов знакомил нас с мировыми реставрационными школами, с европейской культурой, в частности, с тонкостями замковой, дворцовой, храмовой архитектуры. Разумеется, и с нашей башенной архитектурой, с архитектурой раннего средневековья и т. д.
Школа нам дала многое, но прежде всего – толчок к действию, заложила в нас основы к тому, чтобы мы уже в процессе деятельности лучше и глубже могли и хотели познавать и совершенствовать полученные знания и опыт.
И ещё, важный очень момент, школа целенаправленно набирает представителей разных тейпов, чтобы у каждого рода был свой мастер-реставратор.
Молодой реставратор и инструктор
В настоящее время Ахмед Васамбекович принимает участие в реставрационных работах в Нижнем Пуе, в частности восстанавливает жилую башню № 3, и параллельно занимается педагогической деятельностью.
– В Нижнем Пуе есть классическая боевая башня в шесть этажей, достигающая 30 метров в высоту, с пирамидальной сланцевой кровлей, на которой сохранился замковый камень. Башня почти не пострадала. Не повреждены и машикули (балкончики без дна в верхнем дозорном ярусе). Мы же восстанавливаем сегодня жилую башню, наречённую «Башня №3», – говорит Ахмед Ведзижев. – А так, занимаемся и консервацией памятников. Это тоже часть нашей работы, очищаем от мусора и защищаем от дальнейшего разрушения.
Ахмед – инструктор школы. Он сертифицированный мастер, каменщик-реставратор.
– Но я далёк от профессионализма, мне ещё надо годами оттачивать своё мастерство. Я продолжаю учиться ежедневно и ежечасно и передаю полученный опыт и знания новому потоку учеников, – говорит Ахмед Ведзижев. – Обучаю их вытачивать и обрабатывать камни для фасада.
О камнях и специфике своей работы Ахмед рассказывает очень увлекательно, интересно и подробно:
– Нужно каменщику иметь свой профессиональный взгляд на камень, – говорит Ахмед Васамбекович, – визуализировать в голове, каким он станет камнем после обработки, какое место он должен будет занять в кладке, он должен видеть перспективу – какой из него получится каменный блок. В ходе реставрации очень важно следовать единству стиля художника. На языке реставратора это звучит как «рисунок автора», который должен видеть, распознать и повторить мастер. Надо обязательно использовать в реставрации тот камень и ту кладку, которую использовал изначально автор восстанавливаемого объекта. Реставрация не должна фальсифицировать правду, поэтому замененные и недостающие фрагменты должны гармонично вписываться в объект.
Это объёмная и трудоёмкая наука, всего не расскажешь.
Но мне интересно то, чем я занимаюсь. И не только мне. У каждого из нас самые что ни на есть патриотичные цели – вклад в будущее. Каждый из нас не сомневается, что мы строим историю нашего народа. Каждый из нас уверен, что мы выполняем важную историческую миссию.
Стать мастером
– Сегодня я ловлю себя на том, что у меня появился взгляд профессионала на башенную архитектуру, – говорит Ахмед Ведзижев. – Если раньше я, как обыватель, видел только эстетическую составляющую, восхищался строением, удивлялся мастерству строителей, то теперь замечаю в себе интерес профессионала. У меня возникают вопросы о том, что собой представляет та или иная башня, каменное строение, из какого камня оно сложено, какая здесь кладка, каков почерк, рисунок мастера, ну и тому подобное. То есть появился оценочный взгляд.
Если мне раньше казалось, что все башни одинаковые, то теперь я вижу их разными. Каждая башня – это индивидуальность. Нет похожих башен, они как люди, вроде и одинаковые, но разные, и каждая интересна по-своему.
Конечно же, реставрация – задача не простая. Чтобы стать настоящим мастером, помимо желания и таланта, нужны характер, сила воли, выносливость, напористость, терпение. Должно быть и чувство преданности этой профессии. И, конечно же, здоровье, потому что заниматься таким трудом сложновато.
Лилия ХАРСИЕВА,
Интернет-газета «Ингушетия».
Справка
Школа каменщиков-реставраторов «Наследие» была создана в октябре 2023 года на территории историко-архитектурного комплекса «Нижний Пуй». Она призвана выпускать таких специалистов, как: каменщик-реставратор, реставратор-чеканщик, реставратор-плотник, мастер по обработке различных видов камней и т. д. Курс обучения длится 3-4 месяца, после чего выпускники приступают к практической работе на разных строительных объектах башенной архитектуры. Проект реализуется благодаря поддержке благотворительного фонда «САФМАР».
{{commentsCount}}
Комментариев нет