Учитель, перед именем твоим…
Забит-Гирей Ураков внес весомый вклад в развитие системы образования Карачаево-Черкесии
Совсем недавно мы отмечали День учителя. Немало мероприятий было проведено к этому празднику, много говорилось о важности и значимости педагогов в жизни российского общества. Но, как представляется, мы должны отдавать дань уважения и тем, кто стоял у истоков нашей региональной системы образования, тем педагогам, которые впервые повели земляков по пути знаний. Именно об одном из таких педагогов наш очерк.
Уроженец а. Ураковского (Эркин-Юрт) Забит-Гирей Биязрукович Ураков родился 22 февраля (6 марта) 1886 г. в семье, принадлежавшей к влиятельному ногайскому княжескому роду. Его отец – подполковник Биязруко Батырович Ураков (1839 г. р.), будучи одним из первых ногайцев, получивших образование, понимал его важность и необходимость в реалиях наступавшего ХХ столетия. Благодаря его неустанным обращениям к руководству Кубанской области оба старших сына (Солтан-Мурат и Забит-Гирей) поступили на учебу в Ставропольскую мужскую гимназию, в которой получили среднее образование.
Ранний уход отца из жизни заставил братьев уже в молодости заниматься его обширным хозяйством. Тогда же Забит-Гирей создал семью, где в 1908 г. появился наследник – сын Мурат-Гирей.
Свой педагогический путь Забит-Гирей Ураков вместе с братьями начал вскоре после окончательного установления Советской власти на территории современной Карачаево-Черкесии. С 1 февраля 1921 г. он заведовал школой первой ступени (начальной) в а. Атажукинском (Зеюко), затем перешел (с 1 октября 1922 г.) на такую же должность в а. Тохтамышевском. За три года руководства школой З.- Г. Ураков внес неоценимый вклад в ее становление и развитие. При его непосредственном участии происходило укрепление материальной базы, повышение квалификации педагогов, улучшение успеваемости учеников.
Опыт талантливого организатора школьного дела был востребован и на областном уровне. Вследствие этого он был приглашен на должность сотрудника Управления отдела народного образования КЧАО, где успешно трудился в течение следующего учебного года (с 15 сентября 1925 г. по 1 июня 1926 г.).
После раздела КЧАО на три самостоятельных субъекта Забит-Гирей Ураков полгода (24 мая – 17 ноября 1926 г.) служил в Черкесском окружном исполкоме в качестве регистратора-журналиста. Его попытки вернуться на педагогическую работу на родине не увенчались успехом. Виной тому были его происхождение (сын подполковника), принадлежность к княжескому роду, владение, хоть и недолгое, обширными земельными угодьями.
В сложившейся ситуации З.-Г. Ураков принял решение переехать в соседний Карачай, где у него было немало родственников и знакомых.
Почти два года (10.11.1926 – 20.09.1928) он заведовал Карт-Джуртской школой первой ступени № 2, а затем был переведен на должность заведующего школой первой ступени с. Сары-Тюз. За три с лишним года работы в Карачае З.-Г. Ураков внес существенный вклад в оптимизацию образовательного процесса в руководимых им школах, повышение качества преподавания.
Однако наветы и доносы клеветников привели к тому, что в конце 1929 г. Забит-Гирей Ураков был лишен прав как «князь и крупный землевладелец». Согласно положению, лишенцы не имели права трудиться в государственных учреждениях, и потому в марте 1930 г. он был уволен с должности заведующего Сары-Тюзской школой.
В течение нескольких месяцев опытный педагог боролся за справедливость, и 14 мая 1930 г. решением Черкесского областного избиркома он был восстановлен в правах. Это позволило ему вновь вернуться к любимой работе и учить юных земляков.
К середине 1930-х гг. вновь стала нагнетаться подозрительность по отношению к «чуждым элементам», которым Забит-Гирей Ураков считался априори. Под надуманным предлогом («прогул в течение шести дней во время напряженной подготовки к новому учебному году») 5 июля 1934 г. он был уволен. Попытки одного из старейших педагогов объяснить ситуацию не дали результата. Этим воспользовались и недоброжелатели в родном ауле. 16 ноября 1934 г. в ходе перевыборной кампании местный избирком вновь лишил Забит-Гирея Уракова избирательных прав по тем же основаниям – «как князя и помещика».
В этот раз ему не удалось добиться справедливости ни на областном, ни на краевом, ни на федеральном уровне. Президиум ВЦИК 23 января 1935 г. отклонил его ходатайство о восстановлении в избирательных правах.
Так, лишь по причине своего происхождения (которое никто из нас не выбирает) один из наиболее опытных педагогов Карачая и Черкесии был лишен всех гражданских прав и низведен до состояния изгоя на родной земле. Как сложилась его дальнейшая судьба, мы, к сожалению, в точности не можем сегодня сказать. Известно, что в 1942-м году его сын был призван на фронт Ашхабадским РВК (Туркмения) и за проявленные мужество и героизм был удостоен не одной боевой награды, в том числе медали «За оборону Кавказа». Возможно, там же, в Туркмении, жил и нашел свое последнее пристанище Забит-Гирей Ураков, имя которого, к сожалению, практически неизвестно на родине.
Но, как представляется, его вклад в дело просвещения наших народов вряд ли можно переоценить. Тем более, что работать ему пришлось в самом начале становления системы образования в нашем горном крае. И потому наш нравственный долг – знать и помнить человека, который всю свою сознательную жизнь отдал служению народу.
Шамиль БАТЧАЕВ,
кандидат исторических наук, завотделом Карачаево-Черкесского
музея-заповедника имени М. О. Байчоровой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет