День республики № 119 от 17.10.2024

25 октября в 11:26
2 просмотра
Кандидат филологических наук Аминат Семенова на вершине Эльбруса

Кандидат филологических наук, член Союза журналистов РФ, старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Аминат Биляловна Семенова около 20 лет занимается исследованием карачаево-балкарского языка.

Она – автор нескольких монографий: «Фитонимическая лексика карачаево-балкарского языка» (2020), «Русско-карачаево-балкарский толковый словарь религиозных терминов» (2021), а также более 35 научных статей.

В 2022 году по инициативе Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати были изданы детские сборники на языках народов республики. Составителями детского сборника на карачаевском языке «Ана тилде акъыл сёз» («Мудрое слово на родном языке») выступили кандидаты филологических наук Аминат Семенова и Марина Джанкезова. К слову, А. Семенова и М. Джанкезова являются соавторами множества газетных публикаций, научных статей, книг, различных сборников. Так, их перу принадлежит выпущенный в 2023 году, к 100-летию со дня рождения видного ученого, лингвиста-тюрколога Ханафия Суюнчева, биобиблиографический справочник «Гордость карачаево-балкарского языкознания».

Следует отметить, что в 2024 году Аминат Семенова и Марина Джанкезова завершили работу по переизданию «Карачаево-балкарско-русского словаря».

А. Семенова принимает активное участие в общественной жизни республики и карачаево-балкарского народа. Состоит в редколлегии международного онлайн-журнала «Минги Тау» на карачаево-балкарском языке на латинской графике, который издается с 2018 года в Турецкой Республике (Анкара). С 2017 года Аминат – редактор литературно-художественного журнала для детей «Илячин».

И мало кто знает, что пять лет назад, в 2019 году, корреспонденты газеты «Къарачай» Аминат Семенова и Марина Джанкезова организовали экспедицию по восхождению на самую высокую точку Европы – Эльбрус.

– Сколько лет я знаю Аминат (дружим мы с ней более 20 лет), она всегда в своих блокнотах рисовала Эльбрус, интересовалась восхождением, читала много литературы об этом. Иначе говоря, все её разговоры начинались о горах, об Эльбрусе, – рассказывает Марина Джанкезова. – Совершить восхождение на Эльбрус было её заветной мечтой. В один прекрасный день я сказала: «Аминат, если ты так хочешь подняться на Эльбрус, давай исполним твою давнюю мечту». Таким образом, мы собрались в путь. 22 июня 2019 года приехали в Приэльбрусье. Снарядившись там, мы с инструкторами и членами группы отправились на станцию «Гара-Баши» на Эльбрусе. Около «Гара-Баши» на высоте 3750 метров располагается знаменитый приют «Бочки». Он организован для альпинистов с тем, чтобы облегчить восхождение на Эльбрус. Здесь альпинисты останавливаются, чтобы переждать акклиматизацию, отдохнуть перед взятием вершины. После этого началось восхождение. К сожалению, я не смогла преодолеть вершину, т. к. у меня упало давление, началась горная болезнь. Но я дошла до отметки 4810 м. Меня спустили вниз. Когда мне немного полегчало, я захотела обратно, но наш инструктор меня не пустил, побоялся…

Как рассказывают Аминат и Марина, Эльбрус непредсказуем, и по дороге может случиться все, что угодно. Как бы там ни было, Аминат, преодолев все трудности, дошла до восточной вершины Эльбруса. И тогда инструктор Алексей Спичников, восхищаясь мужеством А. Семеновой, сказал: «Первый раз вижу человека, который поднялся на Эльбрус не ногами, а сердцем».

– Наше восхождение на Эльбрус началось ночью. 28 июня 2019 года в 1:30 мы вышли в путь. Чем выше поднимаешься, тем более разряженным становится воздух, соответственно, с каждым вдохом тело получает меньше кислорода. Поэтому у многих людей, если они не прошли нормальную акклиматизацию, начинается горная болезнь, – говорит Аминат. – Идти к вершине было непросто. С каждым шагом ноги тяжелели и сил становилось меньше… Но когда наступает рассвет, то это безумная красота! Белоснежные горы в розовом свете. Через минуты все вспыхнуло в разнообразных переливах красок – взошло солнце. Весь Кавказский хребет был перед нашей группой. Все говорят, что последние шаги до вершины самые сложные, но у меня было наоборот. Сейчас я могу признаться, что моей подготовки было не достаточно, но было сильное желание… Сперва, пока я не могла найти нужный ритм, была очень тяжело. На перилах образовалась очередь. Целое столпотворение. Альпинистские группы шли в связках, двигались медленно, а то и вовсе стояли. Кому-то было дурно. Слишком много желающих было в то утро взойти на Эльбрус. Алексей Спичников, наш гид, сняв страховки, показал на «обгон». Наша группа пошла вверх за Алексеем. Этот марш-бросок очень выбил из сил. Даже промелькнула мысль: «Всё…» И тут Алексей передает мне аскорбинку. Говорю: «Я не смогу разжевать». Но слышу его команду: «Жуй». Монотонно стараюсь жевать и через пять минут прихожу в себя. Думаю, только Аллах, которого я мысленно попросила: «Дай сил дойти», – дал исполниться моей мечте. Когда поднимаешься к вершине, только небо выше тебя, а перед тобой твой горный край. Это невероятное ощущение и красота, которую сложно описать.

По словам Аминат, один из самых трепетных и запоминающихся моментов восхождения – это вручение сертификатов и награждение памятным знаком за совершение восхождения. Тот самый момент, когда восхождение позади, все страхи, опасения и неуверенность остались в прошлом.

– У Аминат есть такая черта – если она что-то задумала сделать, то обязательно будет добиваться поставленной цели, – говорит М. Джанкезова. – Как бы ей трудно ни было, она исполнила свою мечту. Описать наши ощущения, эмоции от восхождения очень трудно. Они так глубоки и наполняют такими переживаниями, что, спустившись вниз, чувствуешь, что само отношение наше к миру и к жизни как-то расширилось, усилилось. Мы вернулись с вершины не теми, какими были перед подъемом на неё. После этого мы стали жить по-другому.

К слову, о своём намерении взойти на Эльбрус А. Семенова и М. Джанкезова никому не говорили. Все узнали тогда, когда они вернулись домой.

– О нашем с Мариной восхождении знал только мой брат. Когда мой отец спросил, куда мы «командируемся», я ответила, что на отдых в Приэльбрусье. После возвращения домой, когда отец узнал о нашей экспедиции (а я брала с собой флаг рода Семеновых, герб Карачая, журнал «Минги Тау» (где было фото народных певцов джырчы Исмаила и

К. Мечиева, воспевших Минги Тау) и номер газеты «Къарачай», в честь 95-летия которой я совершила восхождение), он очень обрадовался, сказал, что я исполнила его мечту. Мечту того поколения, которое выросло в депортации и грезило о родине и Эльбрусе… – говорит Аминат.

Досье

Аминат Семенова родилась 28 марта 1975 года в с. Знаменка Прикубанского района. С отличием окончила отделение журналистики филологического факультета КЧГПИ. С 1997 по 2022 г. работала журналистом в газете «Къарачай». С 2005 по настоящее время трудится в отделе карачаево-балкарского и ногайского языков Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований. Отучившись в аспирантуре Карачаево-Черкесского государственного университета, в 2011 году успешно защитила кандидатскую диссертацию в Институте языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра РАН на тему «Фитонимия карачаево-балкарского языка».