День республики № 120 от 19.10.2024

Рубаха праздничная

30 октября в 10:58
2 просмотра
Считается, что рубаха является самой древней частью казачьего костюма
Считается, что рубаха является самой древней частью казачьего костюма

Представленная в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника, в витрине «Казаки», праздничная рубаха из белого льна с вышивкой черными нитками была изготовлена М. Я. Куклановой (1898-1979), уроженкой Рязанской области, жительницей г. Черкесска с 1938 года.

Традиционный костюм кубанских казаков имел ряд значимых функций: историческую, утилитарную, символико-культурную и информационную. Как пишет специалист в области этнографии верхнекубанского казачества Н. Г. Соловьева, «рубашки назывались сорочками, а по-славянски срачицами, шились из холста длинными до колен с разрезным на переде воротом и подпоясывались шнурком». Ворот сорочки разрезали на левой стороне, украшали запонками и шелковым шитьем, также для украшения делали на груди и спине подкладку, вышитую красными нитками и шелком. Края рукавов и воротник вышивали красными и черными нитками, серебром, шелком. Декор рубахи был наполнен славянской символикой, в частности зооморфным орнаментом и геометрическими узорами.

В основном рубахи делились на праздничные и повседневные. Праздничные мужские рубахи, особенно свадебные, всегда украшали вышивкой. Отделок на будничных рубахах почти не было. Будничные выходные и праздничные шились из лучшего домотканого или фабричного полотна. Свадебную рубаху («счастливую сорочку») жениху шила сама невеста и передавала ее накануне венчания или во время «зарученья». После появления форменной одежды форма стала являться свадебной одеждой казаков, однако ритуальное значение рубахи, подаренной невестой жениху, сохранилось.

Основным занятием казака после военной службы было земледелие и скотоводство, и во время сельскохозяйственных работ повседневную рубаху заменяли легкой самотканой «дерюгой» – облегченной рубахой без рукавов из домотканой простыни. Сверху такой рубахи находился прямой вырез – горловина изделия. Полотно для такой рубахи ткалось в основном из конопли, оно впитывало пот и быстро сохло.

Хоперские казаки летом носили холщовые рубахи, заправляя их в широкие шаровары. Помимо русской рубахи надевали и бешмет, который носили исключительно навыпуск. Бешмет представлял собой своеобразный кафтан, расширяющийся книзу. Он стал частью форменного обмундирования Хоперского полка XIX века.

Изготовление традиционной одежды происходило с помощью самодельных орудий труда. Народные мастерицы Карачаево-Черкесии славились богатством фантазии, гармоничностью цветовых сочетаний, свидетельствовавших о высоком художественном вкусе.

Считается, что рубаха является самой древней частью казачьего костюма, она встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь и провожала его в иной мир. У восточных славян считалось, что, если продать свою рубаху, значит, продать и своё счастье. Рубашка определялась фактически как вторая кожа.

Николай ЧАПУРА,
завотделом Карачаево-Черкесского
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.

Николай ЧАПУРА
Поделиться
в соцсетях
казаки казачество Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой КЧР музей национальная одежда одежда Тайны музея традиции экспозиция экспозиция "Дом национальностей"